06.06.2007 Конкурентная среда в РФ должна улучшаться 6 июня в Московской финансово-промышленной академии (МФПА) при поддержке журнала «Современная конкуренция» и Вольного экономического общества Москвы прошла вторая аналитическая конференция «Конкуренция: стратегия, тактика, модели, обучение». Первый проректор МФПА Владимир Леднев напомнил, что первая конференция состоялась 17 мая 2006 года и была организована ректором МФПА Ю.Рубиным, автором учебного курса «Теория и практика конкуренции». По инициативе участников первой конференции был организован Экспертный совет при ФАС России по развитию конкуренции в сфере образования и науки. Нынешняя конференция, отметил В.Леднев, посвящена взаимодействию власти, бизнеса, образования и науки в области антимонопольной политики. Заместитель директора Центрального экономико-математического института Российской академии наук (ЦЭМИРАН), член-корреспондент РАН Георгий Клейнер заметил, что 80% отечественных предприятий либо уже разработали, либо находятся в стадии разработки собственной стратегии развития, применяя «бюджетирование с опорой на результат». Если систематизировать их усилия в области стратегического планирования, то можно выделить четыре основных типа – централизованное планирование (пассивное), планирование при помощи бизнес-планов (проактивное), бесплановая система (реактивная) и планирование многоуровнево-стратегическое (кооперативно-конкурентное, активное). Последний вид является наименее рискованным, поскольку учитывает множественность факторов, влияющих на конкурентоспособность, его сущность – поиск компромиссов между всеми вызовами, отметил Г.Клейнер. В качестве примера пассивного и внесистемного планирования он привел национальные проекты, в которых внесистемность может, по его мнению, быть названа «воинствующей». Меж тем государство в своей законодательной практике и долгосрочной стратегии развития должно ориентироваться на три рыночных ориентира – конкуренцию, кооперацию и коэволюцию (совместное развитие). Начальник аналитического управления ФАС РФ Алексей Сушкевич рассказал о мерах, принятых ФАС в законодательной области и направленных на совершенствование конкуренции. «Перед ФАС стояла задача кардинально модернизировать антимонопольное законодательство, унифицировать его», – подчеркнул он. А.Сушкевич напомнил, что 26 октября 2006 года в силу вступил закон о защите конкуренции, впервые включивший в себя дефиницию «антиконкурентного поведения», а 13 мая 2007 года – поправки в КоАП, подразумевающие штрафы за антиконкурентное поведение и другие нарушения антимонопольного законодательства, например, «картельное соглашение», за которое предусмотрено максимальное наказание. Введено также определение «соглашения». Фактически, считает А.Сушкевич, надзор распространился на все сферы рынка – и на область товаропроизводства, и на финансовые услуги, и даже на рынок прав. Содержание запретов, таким образом, модифицировано, уточнено понятие «доминирующего положения на рынке», при котором компания ведет себя «эгоистически» и «подминает под себя рынок», а, следовательно, ее поведение может быть охарактеризовано не лучшим для нее образом и рассматривается как противозаконное. Доминирующее положение на рынке может быть согласно закону коллективным, что отнюдь не уменьшает ответственности. «Расширена область усмотрения антимонопольного органа при разборе антимонопольного дела, то есть прежние правила подверглись либерализации», – подчеркнул А.Сушкевич. Он считает, что штрафы за антиконкурентное поведение на рынке, вводимые новым законодательством, положительно повлияют на исправление конкуренции в России, «окажут профилактическое воздействие». Бизнес, по его словам, уже почувствовал эти радикальные изменения: снизилось административное давление, поток просьб разрешить сделку (ходатайств) уменьшился в 6-8 раз. ФАС будет активно применять к нарушителям дисквалификационные меры, а штрафы с компаний, нарушающих законодательство о защите конкуренции, составят от 1 до 15% от суммы выручки, некоторые сделки можно будет осуществлять в уведомительном порядке. Антимонопольное законодательство полностью распространяется на субъекты естественных монополий, подчеркнул А.Сушкевич. Генеральный директор Межрегионального центра промышленной субконтрактации и партнерства Артем Киселев заявил, что основой конкуренции является частная предпринимательская инициатива, на развитие которой направлена московская Комплексная целевая программа развития и поддержки малого предпринимательства, благодаря реализации которой от 22 до 24% ВРП Москвы создается малыми предприятиями столицы. Однако, считает А.Киселев, необходим и диалог с наукой. Малым предпринимателям, по его мнению, нужно создать условия как минимум не хуже, чем у иностранных конкурентов. Заместитель председателя комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности Василий Аксенов выступил с инициативой по созданию специального закона о недозволенной конкуренции, который помог бы не только осуществлять контроль и надзор в области конкуренции, но и применять санкции в отношении компаний, ведущих себя на рынке агрессивно. Директор Национального института развития Отделения общественных наук РАН, доктор экономических наук Михаил Гельвановский высказал оригинально прозвучавшее среди высказываний суждение о том, что «не стоит петь дифирамбы конкуренции», поскольку не она одна является определяющей, тем более, если речь идёт о конкуренции международной, в преддверии вступления России в ВТО. Прежде всего, считает М.Гельвановский, конкурентная борьба должна быть организована на наших условиях: «мы должны играть по своим правилам, дать адекватный ответ либеральной доктрине». Цель экономики, по его словам, состоит в получении интегрального эффекта в том числе и от конкуренции. Все уровни формирования конкурентных преимуществ (ресурсный, операционный, куда входит конкуренция, и программно-стратегический) должны быть соединены в единый управленческий комплекс. Власть и общество обязаны прийти к пониманию, что конкурентная борьба сегодня является борьбой стратегий, и при планировании необходимо учитывать социокультурные и геополитические компоненты, придавая особое значение экономической безопасности страны. Баланс должен осуществляться между государственными и частными интересами, монополией и конкуренцией, экономическими, социальными и геополитическими условиями развития России. И главной проблемой здесь является самоидентификация страны. От того, воспринимаем ли мы себя как малое государство, региональную державу или, напротив, как сверхдержаву или сбалансированную великую державу, зависит и стратегия развития. «Страна – это не удачно или неудачно торгующая лавочка, торговля - лишь часть ее глобальных задач, поэтому Россию нельзя сравнивать ни с Финляндией, ни с Малайзией, это искажает истину. У нас до сих пор отсутствует серьезная государственная стратегия развития, мы не ощущаем себя как нация, не чувствуем и не знаем, чего хотим добиться, и конкуренция здесь совсем не является универсальным средством», – считает М.Гельвановский. Профессор МФПА Раис Фатхутдинов заявил, что Россия возродится лишь на основе качественной подготовки специалистов. Власть сегодня, по его мнению, ставит не те цели, а именно: следит за показателями ВВП и инфляции, которые являются промежуточными целями развития страны. Р.Фатхутдинов пояснил, что любое возрождение державы зиждется на знаниях, влияющих на качество процессов, которые, в свою очередь, улучшают инновационный климат, ведущий к усилению стратегической конкурентоспособсности. Эта цепочка приводит к улучшению качества жизни в целом, считает Р.Фатхутдинов. Пока же качество российского образования только снижается. Профессор МГУ Елена Лукьянова считает, что проблема конкуренции заключается в том, что у государства нет политической воли проводить антимонопольное законодательство в жизнь. Законы должны основываться на реальных экономических интересах власти, бизнеса и общества, полагает она. По результатам конференции была выпущена резолюция, рекомендующая власти дальнейшие пути совершенствования правового регулирования антимонопольной сферы. ИА "Альянс Медиа" |