17.05.2007 Информационная поддержка МП требует дальнейшего совершенствования В среду, 16 мая, в ТПП РФ прошло заседание секции «Интернет для обеспечения потребностей развития МСП», организованной в рамках VIII Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Малый и средний бизнес на пороге вступления в ВТО». Президент Московского центра развития предпринимательства Игорь Городничий, открывая заседание, отметил, что выступления представителей органов власти на пленарном заседании VIII Всероссийской конференции представителей малых предприятий показали возможность диалога между бизнесом и властью, однако большинство проблем остаются нерешенными. В том числе есть нерешенные проблемные моменты и в части информационного обеспечения предпринимательской деятельности. На Российском деловом портале "Альянс Медиа" регулярно проводятся опросы о том, какие источники информации предприниматели используют. По результатам опросов предпринимателей, заявил И.Городничий, число уверенных в том, что Интернет эффективен для бизнеса, стабильно возрастало год от года и на сегодня приблизилось вплотную к ста процентам. "Решить за полтора часа все проблемы информационного обеспечения малого предпринимательства невозможно в принципе, однако следует внимательно изучить все пункты примерной резолюции секции и прийти к соглашению по всем проблемным вопросам", - сказал И.Городничий. Директор Российской ассоциации электронных библиотек Александр Антопольский считает, что в области информационного обеспечения МСП наличествуют проблемы законодательного свойства. "Практически в каждом отраслевом законе содержится обязанность предоставления той или иной информации субъектами предпринимательства, однако здесь возможны нарушения прав предпринимателей, а именно - нарушается режим закрытого использования предоставленной информации властными органами и их служащими", - сказал он. По его мнению, превышаются также полномочия при запросе информации и сведений, составляющих коммерческую и иную тайну ненадлежащим лицом или при недостаточной обоснованности такого требования. Как правило, такие нарушения могут совершаться при проведении различного рода проверок и контроля. В условиях коррумпированного государства, считает А.Антопольский, необходим действенный механизм контроля за правильностью выполнения возложенных на органы власти полномочий. Для этого необходимо четко и однозначно определить полномочия по запросу информации у субъектов предпринимательства, урегулировать виды и объем требуемой информации законодательством, создать механизм реагирования на нарушения со стороны должностных лиц, установить ответственность служащих за подобные нарушения. Анализ действующего законодательства в части информационного обеспечения предпринимательства позволяет сделать следующие выводы и предложения: в нормативных актах акцентируется лишь обеспечительный аспект применения информационных технологий, что не способствует развитию специального правового регулирования. Кроме того, информационное обеспечение административной реформы и программы по внедрению ФЦП «Электронная Россия» недостаточно согласованы. В этой связи представляется крайне важным принятие Федерального закона ««Об обеспечении доступа граждан к информации органов государственной власти и местного самоуправления», который прошел 1-е чтение в Государственной думе». Требует систематизации и вопрос о видах и режимах закрытой и ограниченной информации, а именно разного рода тайн, предусмотренных разнообразными актами. Прежде всего, необходимо принять Федеральный закон «О служебной тайне», положив конец разрозненному регулированию. Остается открытым вопрос, можно ли использовать документ, содержащий служебную тайну, в части сведений, такую тайну не составляющих. Требует нормативного разрешения вопрос о возможности переработки и дальнейшего использования информации, полученной от органов власти (платно или бесплатно) в коммерческих целях. Требуется унификация института юридической ответственности госслужащих за нарушения при работе с информацией, в том числе с компенсацией причиненного ущерба, подчеркнул А.Антопольский. Директор Центра деловой информации и консультаций ТПП РФ Александр Куцобин рассказал о работе сайтов Системы ТПП РФ. Он отметил, что система ТПП малому и среднему бизнесу крайне необходима, в том числе в сфере информационной поддержки. Поэтому ТПП РФ содействовала созданию около 300 сайтов региональных и муниципальных палат. Также ею был реализован проект создания сайта виртуальных выставок ruschamber.ru, где представлены предприятия многих городов и регионов России. Палата в целом сегодня тяготеет к типовым схемам оказания электронных услуг, не зависящих от бумагооборота и расстояний, заключил А.Куцобин. Генеральный директор Юридического информационного агентства INTRALEX Алексей Коркин заявил, что гигантские объемы уже накопленной правовой информации, непрерывно продолжающийся рост ее количества, разнородный и разобщенный по многим признакам характер хранения и распространения, отсутствие унифицированного доступа к ней создают существенные и все возрастающие проблемы ее эффективного использования субъектами предпринимательской деятельности. Сложившиеся способы доступа к правовой информации с применением компьютерных технологий ориентированы в основном на передачу информации «валом» в виде баз данных, в которых по заверениям производителей есть все, что нужно. Пользователям предоставляется право искать необходимую информацию в базе и не гарантируется предоставление всей и при этом только необходимой информации по запросу (алгоритм поиска, как правило, пользователями не исследуется). Не решает задачу достоверности отбора группировка материалов в базах по отраслям законодательства, рубрикаторам, ситуациям, а полученная по результатам запроса информация в большинстве случаев не дает возможности пользователю, неискушенному в вопросах права и его применения, получить ответ на решение конкретной проблемы или даже понять прочитанное, не говоря уже возможности формализовать собственные действия при наличии спорных ситуаций. Естественный выход из положения - прибегнуть к помощи юридических и консалтинговых структур, которые взаимодействуют с хозяйствующими субъектами традиционными способами – на бумаге, в лучшем случае в виде отдельных файлов. По сути, результаты этих работ – адресная экспертно-аналитическая информация для конкретного хозяйствующего субъекта, необходимое и неизбежное дополнение к реализации прав соответствующего субъекта. Сегодня область применения компьютерных технологий практически не затрагивает сферу автоматизации взаимодействия консультационных служб с хозяйствующими субъектами, считает А.Коркин, что существенно отдаляет их от цели получения правовой информации (пусть даже оперативно доставленной), а именно - от возможности своевременного и должного ее применения. А.Коркин предложил создать основную базу данных, затрагивающую общие вопросы предпринимательской деятельности (нормативно-правовые акты Российской Федерации и г. Москвы, регулирующие отношения в области предпринимательской деятельности, материалы судебной и арбитражной практики по предпринимательству). Генеральный директор НП НДП «Альянс Медиа» Марк Аранович представил систему более чем пятидесяти деловых сайтов Российского делового портала «Альянс Медиа», действующих как единое информационное поле в течение пяти лет и созданных в рамках столичной Комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства. В числе наиболее посещаемых он назвал сайты Деловые предложения, Система дистанционного бизнес-образования, Внешмаркет, а также сайты деловых СМИ - Ленту предпринимательских новостей, ТВ и "Деловую прессу". «Система комплексна и пользуется большой популярностью, на сегодня количество посещений системы в день составляет 90 тысяч человек. Дальнейшее ее развитие должно учитывать сегодняшние реалии, содержать подробную информацию о меняющейся правовой базе в области малого и среднего предпринимательства в связи с вступлением России в ВТО. Оно несомненно потребует от предпринимателей новых знаний», – сказал М.Аранович. Генеральный директор компании «Международные интеллектуальные рынки» Михаил Егоров считает, что вступление России в ВТО создает новые перспективы для развития малого бизнеса, а именно, со вступлением в ВТО упростится выход на международные рынки, расширятся возможности электронного бизнеса, все большее значение начнут приобретать новые потребительские рынки, основанные на применение электронной коммерции, увеличатся инвестиции в инновационные процессы, связанные с развитием интернет-экономики. Однако, полагает он, при этом появляются и новые проблемы - возрастет конкуренция в связи в приходом на российский рынок большего количества зарубежных предприятий, владеющих технологиями электронного бизнеса, повысится роль информационной безопасности предприятий и защиты интеллектуальной собственности, особое значение приобретет повышение компьютерной грамотности работников малых предприятий, станет жизненно необходимым применение информационно-коммуникационных технологий в малом бизнесе. Чтобы малый бизнес России был готов к этим макроэкономическим изменениям, необходимо расширять системную государственную поддержку малого бизнеса в области развития электронной коммерции, оказывать помощь в повышении компьютерной грамотности работников малых предприятий через системы дистанционного образования, стимулировать консультирование малого бизнеса по вопросам стратегии применения современных информационно-коммуникационных технологий, создавать эффективные механизмы инвестирования в развитие информационно-коммуникационных технологий на малых предприятиях. Важное значение при этом будет иметь использование практического опыта в области дистанционного образования и консультирования, накопленного в настоящее время в структурах поддержки малого бизнеса и в вузах, а также развитие инициатив банков в области кредитования и венчурного инвестирования в малый бизнес, резюмировал М.Егоров. Главный редактор Информационного агентства «Альянс Медиа» Алла Медведева, рассказывая о состоянии и тенденциях в сфере электронных СМИ, обратила внимание на то обстоятельство, что к 2006 году количество сетевых СМИ по сравнению с 1996 годом увеличилось в 14 раз и достигло 70 тысяч. Еще недавно, отметила она, сетевые издания боялись прихода в Интернет крупных оффлайновых СМИ, однако последние тенденции говорят скорее о давлении со стороны так называемой «блогосферы», тяготеющей к социализации контента. Блогосфера, известная среди пользователей как поставщик личной и зачастую непроверенной информации, имеет серьезные темпы роста, которые невозможно не учитывать традиционным сетевым СМИ. Было бы нелишним, считает А.Медведева, взять на вооружение некоторые приёмы блогосферы, благодаря которым она стала популярна среди пользователей Интернета, а именно возможность поставки конкретному пользователю адресного релевантного контента, тем более, что сегментация профессиональных сообществ в Сети усиливается, и в будущем следует ожидать увеличения нишевых изданий и телеканалов, «гибридных» и конвергентных СМИ, сочетающих в себе технологические выгоды онлайнового высказывания и трансляции видеосюжетов. Генеральный директор Московского центра деловой информации "Бинек" Александр Бондарев предложил усилить программу «Электронная Россия» через развитие целостной информационно-правовой среды для бизнеса, параллельно развивая составляющую электронных госзакупок. Участники секции внесли в проект резолюции конференции ряд предложений об активизации информационной поддержки малого предпринимательства, в т.ч. об обеспечении свободного и бесплатного доступа к информации госорганов, развитии специализированных информационных площадок, развитии специализированных информационных сервисов для малых предприятий и др. . ИА "Альянс Медиа" |