04.06.2010 В МТПП обсудили перспективы развития рынка коллективных инвестиций в РФ В конференц-зале Московской ТПП 26 мая 2010 г. прошло заседание круглого стола «Состояние и перспективы развития рынка коллективных инвестиций в России», организованное Комитетом МТПП по фондовому рынку и производным финансовым инструментам. Заседание вел председатель Комитета Анатолий Гавриленко. В круглом столе приняли участие начальник отдела управления регулирования и контроля над коллективными инвестициями ФСФР России Илья Ванин, президент Национальной лиги управляющих (НЛУ) Дмитрий Александров, представитель единственной в России сети паевых супермаркетов Евгений Очковский, представители крупнейших бирж России, а также управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов. Анатолий Гавриленко, открывая заседание, обрисовал ситуацию, сложившуюся для управляющих компаний на фондовом рынке. «Исследование аналитических данных по продажам прошлого года показывает, что наладить продажи паев или вывести на фондовой рынок уникальное предложение, способствующее повышению уровня продаж, так и не удалось. Подобное заключение может говорить лишь о том, что рынок в поиске и уже чувствуется необходимость в появлении новых инструментов продаж», - считает он. Цель круглого стола – обсудить проблемы рынка коллективных инвестиций, способствовать решению основного вопроса: почему не продаются паевые инвестиционные фонды (ПИФы)? Анатолий Григорьевич подчеркнул, что в результате обсуждения вопросов круглого стола необходимо сделать выводы, которые будут полезны для всех участников. Генеральный директор ООО «Универсальный брокер» Евгений Очковский отметил, что люди в первую очередь покупают «доходность», т.е. паи управляющих компаний, которые находятся в первой пятерке рейтингов. Компания «Универсальный брокер» - единственный в России паевой супермаркет, который сотрудничает с 23 управляющими компаниями и продает паи 124 паевых фондов. Юлия Эльдарова, руководитель департамента коллективных инвестиций УК «Уралсиб», также считает необходимым развивать сеть продаж, указав, что для хороших продаж нужно повышать финансовую грамотность как продавцов, так и клиентов. По поводу финансовой грамотности высказался также Александр Бару, директор продаж и маркетинга УК «Райффайзен Капитал». Он подчеркнул, что благодаря обучению продавцов во время поездок в Санкт-Петербург их компания в 2009 году привлекла больше всех денежных средств в ПИФы и показала лучший результат. Начальник отдела управления регулирования и контроля над коллективными инвестициями ФСФР России Илья Ванин отметил, что несмотря на жесткое регулирование ПИФов со стороны государства, которое, в том числе, предполагает высокую корреляцию с рынком, многие фонды показывают большее снижение, нежели рынок. Так, во время кризиса рынок акций показал снижение на 30%, а стоимость инвестиционных паев многих идентичных фондов просела на 50%. Участники заседания обсудили вопрос об информировании населения о деятельности ПИФов в целях привлечения новых клиентов. Они сошлись во мнении, что в рекламных материалах необходимо указывать информацию обо всех лицензиях управляющей компании, информацию о каждом фонде, находящимся под управлением данной управляющей компании. В настоящее время процент презентационной информации о компании оказывается меньше, чем блок обязательной информации, что ощутимо сказывается на эффективности рекламы в целом. Участники круглого стола попросили президента НЛУ Дмитрия Александрова собрать предложения всех управляющих компаний, входящих в Лигу, по решению проблемных вопросов, совершенствованию деятельности управляющих компаний и подготовить соответствующее письмо в ФСФР России. Дмитрий Александров отметил, что в этом направлении уже ведется сотрудничество с Национальной ассоциацией негосударственных пенсионных фондов (НАПФ), в том числе по вопросу дифференциации рисков с помощью использования различных инвестиционных стратегий для разных возрастных групп. В свою очередь заместитель исполнительного директора НПФ «Промагрофонд» Сергей Кабалкин заметил, что эффективность работы схемы "управляющие компании – государственные органы управления" напрямую зависит от знания государственными органами природы и принципов деятельности ПИФов и НПФ. Он усомнился в том, что регулирующие органы и законодательство понимают, в частности, природу образования пенсионных фондов. Далее Анатолий Гавриленко поднял тему актуальности продажи паев он-лайн, отметив, что рынок нуждается в новых технологических решениях. По мнению спикера круглого стола, в решении данного вопроса помощь может оказать НЛУ, собрав и проанализировав соответствующие предложения. Участники заседания отметили, что при продаже паев в режиме он-лайн основным препятствием для клиента остается необходимость личной идентификации клиента при оформлении договора и клиенту в любом случае необходимо один раз прийти в офис управляющей компании. Вице-президент УК «Тройка Диалог» Андрей Звездочкин обозначил ключевые, по его мнению, моменты, необходимые для развития продаж паев: - необходимость обучения продавцов. В настоящее время в России очень мало грамотных финансовых консультантов – порядка 500 специалистов на всю страну, в то время как в США работают порядка 300 тысяч специалистов; - нежелание или невозможность граждан строить долгосрочные финансовые планы. Поэтому такие инструменты, как ПИФы и негосударственные пенсионные фонды, не являются востребованными в должной мере. Немаловажным в привлечении клиентов является предоставление возможностей для клиентов совершать операции с денежными средствами, находящимися в управлении. Так, например, в США клиентам предоставляется возможность снимать деньги с индивидуального пенсионного счета в любой момент, а в России – нет; - неразвитость финансовых институтов. Мария Беляева, начальник Управления организации торгов ОАО «Санкт-Петербургская биржа», презентовала проект площадки Quin, предназначенной для обращения закрытых паевых фондов квалифицированных инвесторов. Анатолий Гавриленко пригласил всех желающих принять участие в мероприятии проекта «Неделя финансовой грамотности в регионах России», известному под названием «Поезд финансовой грамотности», проведение которого намечено на конец сентября-октябрь 2010 года. Спикер отметил, что данный проект был очень полезен для выявления пробелов в финансовых знаниях и понимании происходящих на финансовом рынке процессов у населения регионов России и что необходимо в первую очередь способствовать появлению «российского инвестора», а не ориентироваться только на иностранный капитал. В завершение круглого стола были сделаны основные выводы, которые, по мнению участников, способствуют дальнейшему развитию деятельности управляющих компаний: 1. Необходимость формирования сетей продаж ПИФов. 2. Проведение опроса членов НЛУ по проблемным вопросам и сбор предложений по совершенствованию деятельности управляющих компаний. Направление предложений в ФСФР России. 3. Установление более тесного сотрудничества НЛУ с НАПФ и проведение опроса членов обеих организаций о принципах, которыми, по их мнению, должны руководствоваться управляющие компании и НПФ, в том числе о собственной терминологии, которая должна отличаться от банковской. 4. Формирование перечня технологических разработок, которые необходимы для развития УК. 5. Развитие института финансовых консультантов, в том числе необходимость подготовки консолидированного мнения управляющих компаний о проекте закона о финансовых консультантах. 6. Формирование перечня мер, способных предотвратить возможный финансовый кризис в РФ. 7. Подготовленные предложения по вышеперечисленным пунктам необходимо отправить в виде писем в ФСФР, Минэкономразвития, Минфин. 8. Необходимость установления тесного взаимодействия с институтами государственной власти. ИА "Альянс Медиа" |