28.04.2005 В программе развития малого бизнеса есть ряд недостатков Во время работы VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий, которая проходила в ТПП РФ, ИА «Альянс Медиа» был проведен опрос среди представителей законодательных и исполнительных органов власти федерального и регионального уровня, а также различных структур сферы поддержки малого предпринимательства. Респондентам предлагалось оценить федеральную программу развития малого предпринимательства на 2005-08 гг., представленную Минэкономразвития РФ. По мнению депутата Государственной думы, члена Комитета ГД по бюджету и налогам Оксаны Дмитриевой, в программе заложено увеличение доли малого бизнеса в ВВП с 13,5% в 2005 году до 20% к 2008 году, то есть МЭРТ планирует, что этот показатель будет увеличиваться не более чем на 2% в год, что позволит России догнать развитые страны не ранее чем через 14 лет. О.Дмитриева заявила, что считает такую позицию непринципиальной, и, скорее всего, достичь даже заложенного роста вклада МБ в ВВП не удастся. «По факту число и доля малых предприятий в ВВП в течение последних 6-7 лет стоит на месте, пик развития МП был пройден в начале 90-х годов», - сказала она. Без комплекса мер, стимулирующих людей к созданию собственного дела, здесь не обойтись, считает она. О.Дмитриева сказала, что несовершенство программы МЭРТ во многом связано с ограниченным размером выделенных из федерального бюджета средств. "1,5 млрд рублей на развитие малого бизнеса – это слишком мало, чтобы избежать избирательного подхода к поддержке МП", - заявила она. Кроме того, некоторые вещи должны быть учтены не только в программе, но и в рамках законодательства: улучшение реальной ситуации с проверками МП органами милиции, совершенствование всей системы контроля за деятельностью малых предприятий, решение проблемы предоставления помещений и т.д. О.Дмитриева считает, создание бизнес-инкубаторов – процесс капиталоемкий, в то время как для инновационного бизнеса любое НИИ и КБ могли бы быть приспособлены под бизнес-инкубаторы инновационной направленности. Она подчеркнула, что в программе МЭРТ предполагается строительство новых бизнес-инкубаторов, хотя это изначально влечет за собой «коррупционную составляющую», в то время как существует реальная возможность сделать это быстро и дешево на базе имеющейся инфраструктуры. О.Дмитриева отметила, что в программе необходимо было прописать возможность проведения мониторинга реально действующих субъектов малого предпринимательства с выявлением существующих проблем. Сегодня, по ее словам, около 70% субъектов МП работают в торговле и сфере общественного питания и имеют определенные препятствия на пути своего развития. Кроме того, она считает необходимым прописать в программе проведение мониторинга действий местных органов власти по отношению к представителям малого бизнеса. Так, например, в Санкт-Петербурге в рамках передела рынка ряд предприятий, расположенных рядом с автобусными остановками, были закрыты только потому, что региональная власть решила изменить облик города, рассказала депутат ГД. «Это было сделано путем непродления договоров аренды», - пояснила она. Для того чтобы люди пошли в малый бизнес необходимо уделять внимание не только и не столько вопросу непосредственно привлечения людей, сколько сохранению и развитию уже существующих предприятий. В заключение О. Дмитриева подчеркнула, что само появление соответствующей программы МЭРТ, выделение средств на развитие МП из федерального бюджета – это положительный момент, который может стать сигналом для регионов. Член Комитета Совета Федерации по бюджету и налогам Татьяна Попова уверена, что сначала нужно принять федеральный закон, в котором были бы прописаны основы государственной политики в сфере поддержки и развития малого предпринимательства, а уже потом создавать подобную программу. По ее мнению, сегодняшняя ситуация грозит тем, что средства на реализацию данной программы будут выделены и направлены в регионы. Однако через год правила игры в сфере поддержки малого бизнеса изменятся, будут скорректированы сами критерии отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса. В результате окажется, что те предприятия, которые сейчас могут рассчитывать на государственную поддержку, претендовать на нее не смогут. Т.Попова отметила, что существует также проблема, связанная с реализацией раздела программы, направленного на создание и развитие бизнес-инкубаторов. Она состоит в том, что на федеральном уровне неясно, какая именно структура обладает полномочиями по созданию бизнес-инкубаторов. Она считает, что сегодня сложно сказать, насколько активно регионы примут участие в софинансировании создания и развития бизнес-инкубаторов. В РФ есть достаточно обеспеченные с точки зрения финансовых ресурсов регионы, которые охотно выделят средства на эти цели, что позволит им привлечь дополнительные деньги из федерального бюджета, а также развивать этот сектор экономики. Однако те региональные администрации, которые не могут справиться даже со своими основными социально-экономическими обязательствами, вряд ли смогут претендовать на получение федеральных средств на цели бизнес-инкубирования. Т.Попова уверена, что при таком подходе будет ужесточаться межрегиональная дифференциация: те регионы, которые и без того обеспечены, получат еще и федеральную помощь, те же, которые не могут найти средств, лишаются даже права участвовать в такого рода федеральных программах. Относительно темпов роста вклада малых предприятий в ВВП страны Т.Попова сказала, что если будет создана четкая и прозрачная система мониторинга, окажется, что вклад малых предприятий в развитие экономики гораздо больше, чем показывает официальная статистика. В первую очередь, это связано с тем, что многие предприятия работают в «теневом» секторе экономики. «При объективной системе мониторинга вклад малых предприятий в ВВП как минимум удвоится», - считает Т.Попова. Однако если ставится цель привлечь в сферу малого предпринимательства как можно большее число граждан, необходимо использовать не только упрощенный порядок регистрации предприятий, но и предоставлять им какие-либо преференции в сфере налогообложения. Пока же предлагаются меры, которые позволят только сохранить достигнутый уровень развития малых предприятий, но никак не увеличить их количество, подчеркнула Т.Попова. Директор Фонда поддержки и развития малого предпринимательства Республики Карелия Михаил Рубин в целом оценил программу положительно. Он считает, что ее создание - это важный этап в развитии государственной политики РФ в сфере поддержки малого предпринимательства. Кроме того, уверен он, такой шаг на уровне федеральной власти создаст условия для того, что региональные администрации на своем уровне также будут способствовать развитию малого бизнеса, выделяя из своего бюджета средства на эти цели. К отрицательным моментам программы М.Рубин отнес то, что в стране сейчас отсутствует инфраструктура поддержки малого предпринимательства, особенно в регионах. Кроме того, полагает он, при подготовке данной программы не до конца были учтены интересы самих регионов. Например, программой предполагается компенсация части процентной ставки по банковским кредитам для микрофинансовых организаций, тогда как перед ними стоит проблема непосредственно получения этих кредитов, так как банки не готовы их предоставлять таким структурам. Говоря о разделе программы, касающемся создания и развития бизнес-инкубаторов, М.Рубин ответил, что они, без сомнения, нужны, но всех проблем таким способом не решить. Ведь бизнес-инкубаторы – это просто предоставление предприятиям помещений, тогда как им нужен еще доступ к финансовым ресурсам, консалтинговые услуги и пр. Также он уверен, что регионы не пойдут на софинасирование создания бизнес-инкубаторов. Связано это с тем, что сейчас региональные власти стремятся все доступные им финансовые ресурсы направлять на решение проблем в социальной сфере, не заботясь о каких-либо других сферах. М.Рубин считает, что главная проблема в деятельности малого бизнеса, которую нужно решать в первую очередь, - это доступ к финансовым ресурсам. Только после того, как эта проблема будет решена, можно думать о решении других вопросов. Руководитель Фонда поддержки малого предпринимательства Республики Хакасия Елена Сысуева остановилась на аспекте микрофинансирования малых предприятий. Она сообщила, что в течение 10 лет в стране создавалась сеть государственных фондов поддержки малого предпринимательства, сейчас у них сложились устоявшиеся технологии финансовой поддержки предпринимательства, обучен персонал, оснащение фондов также уже достаточно хорошее. Поэтому, уверена Е.Сысуева, реализовывать раздел программы, направленный на развитие микрофинансирования, вполне было бы возможно с помощью деятельности этих фондов. Она полагает, что такой инструмент финансовой поддержки малых предприятий, как кредитная кооперация, также необходим. Однако фонды отличаются от таких кооперативов тем, что у них есть свои собственные средства, также им выделяется финансирование из бюджета, но главное – им предоставляются государственные гарантии, под которые они могут получать банковские кредиты. У кредитного кооператива нет ни помещения, которое могло бы рассматриваться в качестве залога, ни транспорта, нет государственных гарантий и бюджетной поддержки, им просто не получить кредита в банке, считает Е.Сысуева. По ее словам, сейчас вся сложившаяся структура деятельности фондов будет разрушена, сами фонды будут исключены из системы микрофинансовых организаций, в результате этого те 150 млн рублей, которые заложены в программе в части развития микрофинансирования, просто не будут реализованы. Заместитель министра экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области Анна Палагина считает, что при реализации мероприятий программы, направленных на развитие микрофинансирования, наверняка возникнут трудности. Связано это будет с тем, как именно будут распределяться средства, предусмотренные для данного раздела. Так, если субсидии будут предлагаться конкретному предприятию, то оно их никогда не получит. Необходимо создать региональную структуру, которая занималась бы распределением этих средств, уверена она. Кроме того, А.Палагина отметила, что регионам будет тяжело софинансировать создание на своих территориях бизнес-инкубаторов, зачастую в конкретном регионе просто нет помещения, которое подошло бы для этих целей. Президент Российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства Александр Иоффе положительно оценил сам факт создания подобной программы. В ней решается ряд проблем, важных для малого бизнеса: микрофинансирование и другая финансовая поддержка, развитие бизнес-инкубаторов. Однако, полагает он, необходимо более тщательно разобраться с механизмами ее реализации. А.Иоффе отметил также ряд замечаний к программе. Так, в ней очень большое число обязательств перекладывается на региональные власти, в то время как предусмотрено недостаточно мероприятий, которые нужно реализовать на федеральном уровне, например, связанных с оптимизацией налогообложения. Но главное, что программа вообще появилась, считает А.Иоффе, есть надежда, что к 2006 году появится программа более комплексная и с более значительным финансовым обеспечением. Он также отметил, что пока трудно сказать, насколько активно будут участвовать региональные администрации в софинансировании создания бизнес-инкубаторов на своих территориях. Связано это с рядом проблем, в частности, с разработкой нормативной документации, внесением изменений в местный бюджет и проч. ИА "Альянс Медиа" |