18.10.2004  ТПП РФ согласилась с ЦБ РФ в том, что Базель II в России применить невозможно без изменений в законодательстве

   Сегодня в Торгово-промышленной палате РФ состоялось расширенное заседание Комитета по финансовым рынкам и кредитным организациям. Первым пунктом повестки дня стал вопрос: "Базель II: развитие систем управления банковскими рисками и банковский надзор (перспективы для России)".
   Мероприятие открыл председатель комитета Игорь Юргенс. Он напомнил, что в июне 2004 года Базельский комитет по банковскому надзору опубликовал текст Нового Соглашения по Достаточности Капитала (Базель II), которое в значительной степени меняет представление об управлении рисками в банках, процедурами надзора. Этот документ предусматривает пересмотр стандартов достаточности банковского капитала и резервов, а также устанавливает особенности процедур надзора за достаточностью капитала со стороны органов банковского надзора, кроме того, определяет требования по усилению мер, способствующих большей "прозрачности" банков. "Базель II выпадает на пик банковской реформы в РФ", - подчеркнул И. Юргенс.
   На заседании выступила Юлия Шатохина, главный специалист Департамента банковского регулирования и надзора Центрального банка России. "Базель II внедрять в России будем", - заявила она и подчеркнула, что на начальном этапе, в рамках первого компонента соглашения Базель II, предполагается внедрить упрощенный стандартизованный подход, который во многом соответствует действующим рекомендациям Базельского комитета. Однако существенной новацией этого подхода является то, что рейтинги суверенов определяются не на основании клубного принципа, т.е. принадлежности стран к участникам организаций экономического сотрудничества и развития, а на основании несколько иных критериев, подчеркнула она. По словам Ю. Шатохиной, в рамках этого подхода предполагается установление более широкого перечня возможного обеспечения кредитных требований, полноценное использование техники снижения кредитного риска. В отношении операционного риска, по ее словам, ЦБ предполагает использовать индикативный подход, основным критерием которого является использование совокупного дохода.
   "Внедрение первого компонента Базеля II не требует внесения изменений в действующее законодательство, Банк России в состоянии оперировать тем инструментарием, который есть на сегодняшний день", - заявила Ю. Шатохина. Однако этого нельзя сказать о втором компоненте Базеля II, механизме, при помощи которого надзорный орган осуществляет оценку рисков кредитной организации. "В отношении второго компонента законодательная база в России отсутствует", - подчеркнула Ю. Шатохина. По ее словам, эта проблема не только России, но и других развивающихся стран.
   "2009 год является наиболее реальной перспективой в отношении внедрения в России первого компонента Базеля II", - считает Ю. Шатохина. Она подчеркнула, что внедрению этого подхода пока препятствует отсутствие полноценных баз данных о заемщиках, контрагентах, общая культура в банковском секторе.
   Отвечая на вопрос И. Юргенса о том, есть ли в базельском процессе специфика по оценке кредитных рисков малых и средних предприятий, И. Шатохина заявила, что для таких предприятий в мире предусмотрены пониженные коэффициенты кредитного риска. Однако, по ее словам, существуют и серьезные операционные требования, в том числе и надежная законодательная база по этой категории субъектов. "Мы рассматриваем потенциальную возможность установления пониженного коэффициента в отношении данного рода субъектов, но это должно сопровождаться определенной законодательной поддержкой", - заявила Ю. Шатохина.
   Завершая обсуждение первого вопроса повестки дня И. Юргенс озвучил решение Комитета ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям. По его словам, в свете предстоящего вступления России в ВТО и усиления интеграции России в мировое экономическое сообщество, одним из важнейших условий повышения конкурентоспособности российской банковской системы члены комитета считают переход к общепринятым международным стандартам Базель II и МСФО. Члены комитета также разделяют мнение, озвученное ЦБ РФ о невозможности полноценной реализации подходов, предусмотренных Базелем II, без внесения существенных изменений в действующее российское законодательство. По словам И. Юргенса, комитет выступает с инициативой продолжить конструктивный диалог между всеми заинтересованными участниками процесса адаптации и применения Базель II в России.
   ИА "Альянс Медиа"