21.09.2004  А.Иоффе: маркетинг становится все более важным инструментом развития малого бизнеса в России

   Во вторник в Центральном доме предпринимателя прошло первое заседание организационного комитета международного профессионального форума «Технологии маркетинга». По окончании заседания состоялась пресс-конференция с участием деловых и профессиональных изданий, осуществляющих поддержку форума.
   По словам президента Российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства (РАРМП) Александра Иоффе, маркетинг становится все более важным инструментом развития малого бизнеса в России. Крупные компании давно поняли необходимость маркетинговых исследований, собственного позиционирования на рынке, применения различных инструментов продвижения своей продукции. В настоящее время в этом заинтересованы и компании среднего бизнеса, которые видят потенциал своего развития, но еще не умеют достаточно эффективно продвигать свою продукцию на рынок. В данной ситуации, по мнению А.Иоффе, компании важно воспользоваться услугами профессионалов.
   Форум, сообщил А. Иоффе, нацелен на расширение использования опыта компаний и ассоциаций, которые профессионально работают на рынке маркетинга, в сферу малого бизнеса для продвижения продукции этих предприятий. На нем предприниматели смогут получить информацию о том, чем профессионалы могут помочь им в развитии их дела, в расширении рынков сбыта, рекламе их продукции. В какой-то степени, отметил А.Иоффе, форум будет носить и образовательный характер, потому что, к сожалению, многие российские предприятия еще плохо знакомы с особенностями маркетинга. В рамках форума также пройдет и профессиональный обмен опытом между компаниями, которые работают на рынке маркетинга.
   А.Иоффе высказал мнение, что форум будет иметь большое практическое значение для развития конкретного бизнеса, в частности, регионального.
   Он подчеркнул, что форум будет ценен еще и тем, что в ходе него профессионалы-маркетологи смогут помочь муниципальным органам власти в разработке стратегий развития их муниципальных образований. Это и исследования региональных, местных рынков, и поиск возможностей потенциального роста конкретных территорий, и помощь в выводе продуктов, производящихся на региональном уровне, на другие рынки.
   Президент Международной ассоциации «Система межрегиональных маркетинговых центров (ММЦ)» Елена Емельянова подчеркнула просветительскую функцию форума. Ведь именно в сегодняшней действительности, по ее словам, когда наблюдается рост числа средних компаний, многие из них еще не понимают тех опасностей, которые их ожидают в конкурентной борьбе. "Специалисты-маркетологи предрекают маркетинговую катастрофу для тех компаний, которые вовремя не начнут заниматься именно этим компонентом в развитии своих компаний. Поэтому, если нам удастся привлечь достаточно широкую аудиторию и донести эту идею, это будет содействовать перерастанию динамично развивающихся малых компаний в средние, а средних – в крупные", - сказала она.
   Заместитель исполнительного директора Российской ассоциации маркетинга Игорь Цыкунов высказал пожелание, чтобы форум стал той площадкой, на которой представители малого и среднего бизнеса могли бы подробно узнать о тех услугах, которые им предлагают профессиональные компании, определить для себя выгоды, которые они получат от маркетинговой деятельности.
   По словам исполнительного директора Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) Натальи Орловой, в основу форума заложено объединяющее начало. Она считает, что интересен выход маркетологов именно на массовую аудиторию, «интеграция в среду бизнеса».
   Как сказал руководитель аппарата президента Московской торгово-промышленной палаты Игорь Гладков, российскому бизнесу необходимо решить главный вопрос – вопрос конкурентоспособности, причем не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Форум, по его мнению, призван научить российских предпринимателей малого и среднего бизнеса эффективно использовать те технологии, которые применяются в сфере маркетинга.
   Эксперт комиссии Совета Федерации по международному и гуманитарному сотрудничеству Александр Тевис высказал мнение, что малый и средний бизнес не считает нужным обращаться к маркетинговым компаниям, «считая это, возможно, дорогим удовольствием». Комиссия СФ могла бы оказать содействие этим предприятиям в плане, например, получения грантов от ТАСИС и USАID, которые могли бы быть использованы на популяризацию самой идеи маркетинга.
   Отвечая на вопрос ИА «Альянс Медиа», какие еще методы, помимо организации подобного форума, используются для популяризации современных маркетинговых технологий среди предприятий, Е.Емельянова сообщила, что в прошлом году Система ММЦ реализовала при поддержке правительства Москвы проект «Малый бизнес – история успеха и работа над ошибками». В нем был проанализирован с точки зрения использования методов маркетинга опыт успешных компаний, работающих в Москве и Подмосковье. В ходе исследования было опрошено несколько сотен предпринимателей, построивших и развивших свой бизнес. В результате было издано 10 книг, представляющих собой практические пособия, которые условно можно назвать "Как обойти подводные камни на пути того или иного бизнеса прямо в конкретном бизнесе". Книги, по ее словам, пользуются большой популярностью не только в Москве, но и регионах. Сейчас обсуждается совместно с Российской ассоциации маркетинга переиздание этих книг.
   Также Е.Емельянова отметила, что на сайте НДП «Альянс Медиа» в системе дистанционного бизнес-образования существует модуль, посвященный маркетингу, который активно изучается малыми предпринимателями.
   Она сообщила, что на форуме Система ММЦ представит малозатратные схемы продвижения товаров, построения сбытовых сетей в регионах, которые были успешно апробированы в регионах. По сравнению с участием в выставках эти схемы менее затратны, они адресны, и их применение, по мнению Е.Емельяновой, представляет интерес именно для компаний малого бизнеса.
   Н.Орлова, отвечая на данный вопрос, отметила, что для продвижения идеи использования маркетинга в бизнес-среде РАСО организует массовые конференции (например, ежегодный фестиваль «Дни PR в Москве»). Члены РАСО занимаются «подвижнической деятельностью», ездят по регионам и проводят мастер-классы. При РАСО существует образовательный центр, который проводит семинары в Москве, студенческие PR-недели по все России. По словам президента Ассоциации компаний-консультантов в области связей с общественностью Сергея Трофимова, в этом году организация планирует выпустить брошюру, в которой будет информация, как выбрать PR-агентство, оценить эффективность его работы, эффективность конкретной PR-программы. Кроме того, по его словам, все ассоциации имеют сайты, на которых представлены образовательные программы. В частности, это сайты Ассоциации, которую он представляет, Международной ассоциации маркетинга, Международной ассоциации бизнес-коммуникации, Российской ассоциации стимулирования сбыта.
   Как рассказал И.Цыкунов, его ассоциация проводит ежегодную конференцию «Маркетинг в России», всероссийский конкурс «Маркетинг года», в котором есть и номинация «Лучшая молодежная работа» (именно в ней принимают участие компании малого и среднего бизнеса). Также дополнительно проходят и региональные этапы этого конкурса, их порядка девяти. Кроме того, ассоциация проводит ряд образовательных программ, включающих обучение представителей малого и среднего бизнеса – это цикл консультационных семинаров.
   ИА "Альянс Медиа"