27.02.2007 Пермь: ставки аренды муниципальных помещений для МБ повысились в разы Пермская городская дума подняла ставку аренды муниципальной недвижимости. Некоторые из экспертов говорят о 600-процентном росте, а депутаты гордумы - о борьбе с неоправданными льготами. Малый бизнес в Перми пребывает в шоковом состоянии - ставки аренды муниципальных помещений увеличились в разы. Представители малого и среднего бизнеса - основные арендаторы - давно ожидали, что повышение размера базовой ставки арендной платы за право пользования городским имуществом в Перми произойдет: слишком быстро растет стоимость коммерческой аренды. Но такого роста ставок, говорят эксперты, не ожидал никто. С 1 января 2007 года в действие вступили в силу сразу два решения Пермской городской думы - № 299 и 300, изменяющие порядок управления муниципальным имуществом. В соответствии со вторым ставка арендной платы возросла на 25%. Учтена была и инфляция, составившая по итогам 2006 года, по мнению пермских законодателей, 8,2%. Итого, рост на 35,25%. В то же время для некоторых предпринимателей увеличение оказалось шокирующим, по словам ряда экспертов, рост составил около 600 %. Это результат применения первого решения, отменяющего понижающий коэффициент социальной значимости. Для примера, один предприниматель, плативший в 2006 году за аренду небольшого неотапливаемого склада в непрестижном отдаленном районе 10 000 рублей в месяц, в январе 2007 года получил счет, превышающий 60 тысяч рублей. Денис Ушаков, депутат Пермской городской думы, сообщил: ставка арендной платы была поднята до 2500 рублей за квадратный метр. Отмена коэффициента социальной значимости - явление объективно необходимое, поскольку часто льготы получали те, кому они не предназначены, - субарендаторы. В прошлом году из-за подобных льгот, предоставленных необоснованно, бюджет города потерял порядка 450 миллионов рублей. Новая система субсидирования более понятна и прозрачна. Реакцию представителей малого бизнеса на данную новацию предугадать было нетрудно - она крайне негативна, правда, пока все ограничивается лишь разговорами в среде предпринимателей. Наталья Варина, руководитель юридической службы ОАО "Пермский центр развития предпринимательства", рассказала: «Обращений, непосредственно связанных с реализацией решений ПГД от 28.11.2006 года, в адрес ОАО "ПЦРП" не поступало. Эксперты считают, что причина отсутствия подобных обращений - неоднозначность вопроса». До отмены понижающего коэффициента социальной значимости предприниматель, арендующий муниципальное имущество, представлял в администрацию Перми произвольный пакет документов, доказывающих необходимость получения льготы по арендной плате. Непрозрачность механизма предоставления данной льготы и большой список причин, по которым эту льготу предоставляли, по мнению экспертов, создавали почву для злоупотреблений. Как результат, такой коэффициент, наряду со школьной столовой, аптекой или детским клубом, могли получить закусочная, игровой зал, сауна. Оказать помощь малому и среднему бизнесу, эффективно использующему муниципальную собственность и соответствующему требованиям Пермской городской думы, как считают эксперты, возможно путем выдачи субсидии. По словам специалистов, это единственный оставшийся в руках муниципалитета рычаг стимулирования малого и среднего бизнеса. Решает вопрос целесообразности применения данной поддержки в каждом конкретном случае рабочая группа департамента имущественных отношений администрации г. Перми, и именно сюда арендатор понесет пакет документов, с этого года не произвольный, как прежде, а прописанный в решениях Пермской городской думы. Среди необходимых данных - расчет субсидии, заверенный сотрудниками департамента имущественных отношений. Решение по предоставлению субсидии принимает та же рабочая группа. Механизм предоставления субсидии, ее размеры пока не названы. Эксперты считают, что, вероятно, система предоставления субсидий создается лишь сейчас. По их мнению, при всех благих намерениях авторов этих документов не ликвидирован механизм возможных злоупотреблений. «В адрес ОАО "ПЦРП" были обращения предпринимателей из Нытвы, где также изменились методики расчета арендной платы за помещения под торговлю, в результате чего ставка аренды увеличилась в 6 раз. При этом предприниматели понимают, что ставки следовало повысить, но ждали они более адекватного решения. А те условия, которые предлагаются, отнюдь не способствуют развитию и процветанию предпринимательства», - отметила Наталья Варина. Между тем большая часть нежилого муниципального фонда попадала в руки арендаторов в неприглядном виде. Предприниматели за свой счет делали ремонт, тянули электрические сети, подключали тепло, решали другие вопросы подобного свойства. Также, по словам Н.Вариной, обращался индивидуальный предприниматель, который занимает помещение в Индустриальном районе, используя его под аптеку. Это помещение ИП занимает по договору субаренды, при этом за время, в течение которого он там работает, сменились два арендатора, договор с последним арендатором был расторгнут в судебном порядке в связи с неуплатой платежей. Сам предприниматель за свой счет ремонтирует это помещение, содержит его, вкладывает собственные средства. Тем не менее в заключении напрямую договора аренды с этим предпринимателем департамент имущественных отношений города Перми отказал, сославшись на то, что в связи с будущим изменением методики расчета арендной платы и грядущим изменением порядка сдачи в аренду муниципального имущества собирается выставить эти помещения на аукцион. Сотрудники департамента имущественных отношений Перми предложили предпринимателю подать заявку на участие в аукционе. Со слов предпринимателя, те люди, которые сдавали помещения в субаренду, уже после решения суда о расторжении договора продолжали предъявлять субарендаторам претензии и требовать уплаты субарендных платежей. В такой ситуации весьма странным кажется поведение городской администрации, отказывающейся заключать договор аренды напрямую с лицом, фактически занимающим помещение. Проблемы субаренды, считают специалисты, должны решаться приближением стоимости аренды муниципальных помещений к ставкам коммерческой аренды. Антимонопольное законодательство и Федеральный закон от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в таком случае соблюдаются. Но о поддержке малого бизнеса речь уже не идет. Роман Слободской, член комитета Пермской торгово-промышленной палаты по развитию предпринимательства, работе с предпринимателями малого и среднего бизнеса, генеральный директор ООО "Басма-Н" (г. Пермь), отметил: «У нас нет сомнений в том, что администрация края, муниципалитет должны стимулировать развитие этой категории предприятий для того, чтобы они могли пополнять ВВП, платить налоги в бюджет, выполнять стоящие перед ними социальные задачи. Но наши идеи о преференциях для малого бизнеса не находят отражения в решениях Законодательного собрания и городской думы». По мнению экспертов, субъекты малого бизнеса должны находиться в привилегированном положении по отношению к крупным и монопольным структурам. Главным в поддержке этого сегмента экономики должны стать льготы в налогообложении и других фискальных сборах. В свою очередь, малый бизнес разрешит проблему безработицы и пополнит бюджет прежде всего муниципальных образований. ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Business-Class" (Пермь) |