19.04.2010  Для участия МСБ в приватизации нужна коррекция законодательства

   Расширение доступа малого и среднего предпринимательства к приватизации государственного и муниципального имущества - этот вопрос обсуждали участники расширенного заседания Совета Российского союза промышленников и предпринимателей по развитию малого и среднего предпринимательства, состоявшегося в рамках Недели российского бизнеса. В качестве одного из механизмов решения задачи ряд членов Совета назвали значительную корректировку законодательства.
   Как подчеркнул председатель Совета, президент РСПП Александр Шохин, необходимо максимально вовлекать малое и среднее предпринимательство в процесс приватизации недвижимого имущества. Он напомнил, что в России был принят закон ФЗ 159 «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами МСП». А в Госдуму по инициативе Правительства РФ внесен проект Федерального закона, который касается продления действия данного закона до 2013 года. Этот закон, по всей вероятности, будет принят, таким образом, будут продлены сроки льготной приватизации.
   Однако, считает А. Шохин, необходимо расширение комплекса мер по повышению эффективности участия МСБ в приватизации. Он затронул следующую проблему: государственные муниципальные предприятия и учреждения, имеющие в хозяйственном ведении и оперативном управлении большой объем недвижимого имущества, не используют это имущество в основной, уставной деятельности, а сдают в аренду МСП, препятствуя при этом выкупу малыми предприятиями этого имущества. Президент РСПП предложил рассмотреть в связи с этим распространение действия закона «О приватизации субъектами МСП арендуемого ими недвижимого имущества» на государственную собственность, закрепленную на правах хозяйственного ведения за ГУПами, МУПами и соответствующими учреждениями.
   Ссылаясь на данные Минэкономразвития России, А. Шохин сообщил, что в 2009 г. субъекты МСП заключили всего 6 тыс. договоров купли-продажи муниципальной региональной недвижимости. В некоторых субъектах такие договоры вообще не подписывались. Такая ситуация сложилась потому, что в соответствии с ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» в перечень государственного муниципального имущества, не подлежащего выкупу и предоставляемого МСП в аренду по льготным ценам, были включены практически все объекты недвижимости. Эту ситуацию необходимо исправлять путем ограничения объема неподлежащего выкупу недвижимого имущества, включаемого в перечни, считает президент РСПП. Нужно ввести так называемый заявительный порядок приватизации. Наряду с этим было заявлено о целесообразности рассмотрения условий выкупа имущества и направления вырученных от продажи средств для строительства помещений для нужд малого бизнеса.
   Вице-президент РСПП, председатель Московской конфедерации промышленников и предпринимателей Елена Панина высказала мнение о необходимости особой поддержки малых предприятий реального сектора экономики, тех, что способны участвовать в решении проблемы импортозамещения. В свете этого 159-й закон не очень эффективен, потому что большая часть помещений, сдаваемых в аренду, - офисные площади. "Производственных площадей не очень много. Надо совершенствовать 159-й закон", - заявила Е. Панина, добавив, что и проблема с ГУПами и МУПами, затронутая А. Шохиным, нуждается в незамедлительном решении.
   Кроме того, следует внести поправки и в базовый, 178-й закон – «О приватизации государственного и муниципального имущества» и выделять там отдельно сферу малого и среднего предпринимательства, чтобы в государственных региональных и муниципальных программах приватизации существовал раздел по приватизации имущества субъектами МСП. В законе можно прописать, пояснила Е. Панина, что если на конкурсе проводится, например, приватизация имущественного комплекса, который «по своим количественным параметрам подпадает под критерии МСП», то необходимо провести отдельный конкурс для субъектов МСП. Здесь речь идет о небольших предприятиях, отметила Е. Панина, как то: типографии, небольшие производственные предприятия и т.д.
   Председатель Московской конфедерации промышленников и предпринимателей также предложила узаконить понятие «промышленные кластеры». Это, считает она, облегчит процесс организации малых и средних предприятий, особенно инновационных. Сегодня кластеры де-факто существуют, но законодательного определения их нет, как нет и порядка налоговых отношений между участниками кластера. «Нужен специальный закон о промышленных кластерах», - подчеркнула Е. Панина.
   Председатель комитета ТПП РФ по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса Виктор Ермаков поддержал высказанные А. Шохиным и Е. Паниной идеи совершенствования законодательства. «Нужно пробивать 159-й закон, он нужен правильный, нужно вводить инструменты, которые решают проблемы ГУПов, МУПов, это тоже совершенно очевидно», - отметил он.
   Как сообщил В. Ермаков, в сентябре состоится заседание президиума Госсовета. На нем будет обсуждаться тема малого и среднего бизнеса в связи с развитием муниципальных образований. Рабочая группа ТПП РФ готовит предложения, стремясь определить критерии эффективности приватизации имущества субъектами МСП.
   Директор Департамента имущественных отношений Минэкономразвития РФ Алексей Уваров заявил, что программа приватизации имущества формируется в том числе на основании заявок все заинтересованных в приватизации сторон. Малый и средний бизнес просто не пользуется возможностями, которые заложены в программе, считает А. Уваров.
   Директор департамента МЭР высказал мнение, что базовый закон о приватизации, который ряд участников заседания предлагали изменить, универсален и един для всех, и делать в нем изъятия специально для МСБ было бы неправильно. «Таким образом, мы разрушаем идеологию и структуру закона, - сказал он. - А вот предусмотреть новые законодательные механизмы, которые повысят возможность доступа МСП к приватизационным процедурам, мы, безусловно, собираемся». Прозвучало, что МЭР разработало законопроекты, предусматривающие снижение размеров задатков, вносимых при покупке имущества, а также допускающие возможность внесения банковских гарантий. Сейчас проекты находятся на рассмотрении в Госдуме. А. Уваров еще раз сделал акцент на целесообразности использования уже имеющихся законодательных механизмов, а не создания новых.
   ФЗ №159 работает, считает директор Департамента по развитию малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития РФ Андрей Шаров. «После того, как закон был принят, я не получил ни одного письма, что предприниматель выкидывается в связи с приватизацией вместе с людьми из помещений. Закончилась эта практика, и это огромный плюс для тысяч компаний», - сказал он. При этом А. Шаров признал, что закон работает не так, как хотелось бы, и добавил, что прозвучавшие на заседании совета предложения, в частности, по заявительному порядку приватизации, очень ценны. Но эта инициатива не должна реализовываться формально и однобоко, нужно выработать порядок процедуры. Что касается проблемы, связанной с имуществом ГУПов и МУПов, то, по мнению А. Шарова, следует продумать механизм изъятия у учреждений неиспользуемого имущества.
   Представители бизнеса, участвовавшие в заседании, высказали соображения о необходимости большей информации о приватизации, в частности, об объектах, а также об обеспечении прозрачности процедур. А. Шохин в заключении отметил, что необходимо тщательно проработать прозвучавшие на заседании вопросы – это даст ясное понимание, какие результаты достигнуты, а какие еще нет, и поможет сформулировать четкие рекомендации в адрес Правительства РФ. Он также призвал членов Совета формулировать темы для последующих заседаний, касающиеся, например, взаимодействия с региональными властями, доступа к ресурсам, особенностей функционирования рынка труда и т.д.
   ИА "Альянс Медиа"