24.11.2006  Бизнес не получит индивидуальных льгот

   Теперь органы государственной власти всех уровней не имеют права предоставлять отдельным хозяйствующим субъектам какие-либо индивидуальные льготы и преференции – такая норма содержится в новом Законе «О защите конкуренции». Этот и ряд других вопросов были рассмотрены в среду, 22 ноября, в ходе круглого стола на тему «Новации антимонопольного законодательства в контексте административной реформы», который состоялся в ТПП РФ.
   О том, как в новом законе «О защите конкуренции» понимается возможность предоставления государственной помощи, рассказал начальник аналитического управления ФАС Алексей Сушкевич. Этому вопросу посвящена глава 5 закона. Он напомнил, что до вступления в силу нового закона в РФ действовал запрет на предоставление льгот и преференций отдельным хозяйствующим субъектам в том случае, если это влекло за собой ограничение конкуренции. Такая норма давала множество возможностей для злоупотреблений со стороны органов власти, которые, по-своему трактуя возможность ограничения конкуренции, предоставляли отдельным предприятиям необоснованные льготы. Новый закон устанавливает полный запрет на предоставление любого индивидуального преимущества хозяйствующим субъектам.
   При этом закон предусматривает и ряд исключений. Так, государственная или муниципальная помощь может предоставляться в целях: обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; проведения фундаментальных научных исследований; защиты окружающей среды; развития культуры и сохранения культурного наследия; производства сельскохозяйственной продукции; поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные виды деятельности; социального обслуживания населения; социальной поддержки безработных граждан и содействия занятости населения.
   Для предоставления государственной помощи предприятиям и организациям, действующим в данных сферах, законом вводится специальная разрешительная процедура. Такая поддержка может быть оказана исключительно с предварительного согласия антимонопольного органа. При этом предусмотрены случаи, когда такое разрешение будет выдано с ограничениями. Так, например, может быть ограничен срок предоставления помощи, круг лиц, которым она оказывается, размер помощи, конкретизируются цели ее предоставления и проч.
   Предусматриваются исключения и для данной нормы. Так, например, разрешения антимонопольного органа не требуется, если предоставление индивидуальных льгот предусмотрено бюджетом субъекта РФ. Однако если в случае предоставления такой льготы возникнет ограничение конкуренции, антимонопольный орган может обратиться в суд и потребовать признания данного акта недействительным.
   Если ФАС примет решение о признании недействительным акта предоставления индивидуальной помощи отдельным хозяйствующим субъектам, она может издать предписание о возврате всего выданного предприятию или организации имущества. Причем, подчеркнул А.Сушкевич, новация закона в том, что никаких предписаний не выдается самим хозяйствующим субъектам, а лишь публичным образованиям.
   Представитель ФАС признал, что пока дел, связанных с такими нарушениями, немного, тем не менее он подчеркнул, что актов о предоставлении поддержки отдельным предприятиям, выпущенных местными органами власти без согласования с ФАС, очень много. «У пятой главы закона очень большие перспективы правоприменения», - отметил А.Сушкевич.
   Он рассказал также о санкциях, которые накладываются в случае нарушения норм нового закона. Так, была впервые введена административная ответственность за нарушения в данной сфере. Раньше, напомнил представитель ФАС, существовала лишь уголовная ответственность, и таких дел рассматривалось крайне мало.
   А.Сушкевич уверен, что нарушители закона о конкуренции должны нести «ощутимую» экономическую ответственность. В связи с этим предлагается предусмотреть привязку суммы штрафа к размеру выручки от реализации за календарный год, предшествующий году, в котором было совершено правонарушение. Причем под выручкой от реализации понимается весь объем выручки на всех видах рынков, на которых действует предприятие-нарушитель. Максимальный размер штрафа за злоупотребление доминирующим положением может составлять 2% от годового оборота нарушителя, за картельные соглашения и согласованные действия – 4%. При этом закон предусматривает смягчающие обстоятельства, которые снимают административную ответственность за картельные соглашения и согласованные действия: для этого нарушитель должен сотрудничать с ФАС при раскрытии таких соглашений.
   Кроме того, в ходе заседания состоялось обсуждение проектов административных регламентов Федеральной антимонопольной службы. С докладом по данному вопросу выступил заместитель начальника аналитического управления ФАС Дмитрий Алешин. Он рассказал, что ФАС разрабатывает два административных регламента: по исполнению государственных функций по определению наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках и финансовых организаций на финансовых рынках; по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%.
   Первый регламент определяет два направления деятельности ФАС при определении доминирующего положения предприятия на рынке: такое доминирование может быть установлено в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства или в ходе осуществления контроля за экономической концентрацией.
   Второй регламент должен решить ряд важнейших проблем, в том числе касающихся исключения предприятий из реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке долю более 35%. Так, Д.Алешин отметил, что «хотелось бы добиться большей оперативности в публикации этого регламента». Сейчас ФАС обязана публиковать его раз в год, публикует гораздо чаще, но и этого, по мнению представителя службы, недостаточно. Кроме того, определен срок для проведения работы по исключению хозяйствующего субъекта из данного реестра – 6 месяцев.
   Оба проекта регламентов будут опубликованы на официальном сайте ФАС на следующей неделе, сообщил Д.Алешин.
   ИА "Альянс Медиа"