18.05.2009  Как Минэкономразвития планирует развивать малый и средний бизнес до 2012 г.

   18 мая на заседании Президиума Правительства РФ рассмотрен проект "Развитие малого и среднего предпринимательства" из перечня проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года.
   Как сообщается в материалах, подготовленных Минэкономразвития РФ к заседанию, развитие малого и среднего предпринимательства рассматривается как одна из основных задач развития экономики, в связи с чем предложено выделить 2 цели реализации проекта: - увеличение доли малого и среднего предпринимательства в экономике; - формирование инновационно-производственной структуры малого и среднего предпринимательства.
   Четыре целевых индикатора проекта отражают существенную динамику роста качественных характеристик развития малого и среднего предпринимательства за 4 года и включают в себя: увеличение доли занятых на малых и средних компаниях по отношению к занятым в экономике в 2 раза до 28%, доли выпуска малых и средних компаний в валовом внутреннем продукте в 1,5 раза - до одной трети ВВП, рост количества малых и средних компаний на 1 тысячу человек на 15% до 11,4 компаний, а также увеличение доли оборота малых и средних предприятий неторговой сферы на 50% от общего оборота данного сектора экономики.
   Проект включает 11 задач и 69 мероприятий, из которых основная часть - 10 задач и 55 мероприятий носят общеотраслевой характер.
   Ключевая проблема малого и среднего предпринимательства по итогам ежемесячного мониторинга состояния бизнеса, проводимого Общероссийской общественной организацией "ОПОРА РОССИИ" и Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, - спад спроса на продукцию, который отмечает половина респондентов.
   Учитывая данное обстоятельство, первой задачей определено обеспечение спроса на продукцию (работы, слуги), производимую малыми и средними компаниями через государственный (муниципальный) заказ, заказ естественных монополий и государственных корпораций.
   В дополнение к принятым в 2008 году изменениям в законодательство о государственном и муниципальном заказе (распространение требований о проведении специализированных торгов для малых компаний, увеличении в 5 раз (до 15 млн руб.) максимального размера лота при специальных торгах) большой потенциал для увеличения участия малых компаний в государственном заказе содержится в развитии электронных аукционов. Именно при таком размещении заказа статистика показывает наибольшее участие малого предпринимательства.
   Необходимо также установить административную ответственность должностных лиц заказчиков за несвоевременную оплату государственных и муниципальных контрактов, т.к. зачастую именно малые компании, добросовестно выполнившие контракт, не могут получить от заказчика оплату.
   Помимо внесения изменений в законодательство будет реализован комплекс мероприятий, обеспечивающих работу 5 электронных площадок и общероссийского портала государственных (муниципальных) закупок за счет средств, предусмотренных на реализацию ФЦП "Электронная Россия".
   Цель - увеличение более чем в 2 раза (до 35%) доли государственного (муниципального) заказа, заказа естественных монополий и государственных корпораций, размещаемого у субъектов малого и среднего предпринимательства, к 2012 году.
   При этом Минэкономразвития уточняет, что поддержка спроса на продукцию малых и средних компаний за счет использования возможностей государственного (муниципального) заказа не должна подменять собой работу по повышению спроса на продукцию малых и средних компаний за счет роста конкурентоспособности такой продукции.
   Как правило, конкурентоспособные малые и средние компании являются экспортерами продукции, в связи с этим предложенные мероприятия сосредоточены на поддержке данной группы малых и средних компаний и включают в себя выплату ряда финансовых субсидий за счет средств бюджетов всех уровней и более активное вовлечение торговых представительств Российской Федерации в реализацию программ содействия экспортерам.
   В МЭР также отмечают, что проблема низкого доступа к офисной и производственной недвижимости актуальна для 70% субъектов малого и среднего предпринимательства.
   В 2006-2008 годах принят ряд федеральных законов, позволяющих Российской Федерации, субъектам РФ, органам местного самоуправления формировать перечни государственного и муниципального имущества, предназначенного исключительно для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства. Имущество, включенное в такие перечни, должно предоставляться на условиях долгосрочной аренды (свыше 5 лет), а для социально значимых видов экономической деятельности - по льготным ставкам арендной платы.
   В настоящее время сформированы региональные перечни имущества в 36 субъектах Российской Федерации, в которые включены свыше 25 тысяч объектов общей площадью 6 млн кв. метров.
   Формирование региональных перечней в каждом субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании свыше 100 000 жителей, а также формирование перечня федерального имущества позволит в 2 раза повысить показатель доступности недвижимости для малых и средних компаний. Оценка будет осуществляться на основе данных, предоставленных общероссийскими общественными объединениями предпринимателей.
   Дополнительно планируется обеспечить реализацию норм законодательства Российской Федерации в части предоставления преимущественного права выкупа арендаторами - субъектами малого и среднего предпринимательства арендуемого недвижимого имущества с целью обеспечения заключения 5000 договоров купли-продажи такого имущества.
   Доступ к объектам недвижимости, относящимся к технологической инфраструктуре (электросети, газовая и коммунальная инфраструктура), является для малых компаний, начинающих бизнес, не менее важным, чем доступ к производственным помещениям.
   Предлагается реализовать комплекс мер, направленных на совершенствование законодательства, регулирующего деятельность естественных и локальных монополий в части стандартизации административных процедур, установления экономически обоснованных тарифов, предоставления возможностей по вовлечению в коммерческий оборот созданных компаниями объектов (услуг) технологической инфраструктуры.
   Оценка эффективности реализации мероприятий задачи производится исходя из доли затрат на доступ к технологической инфраструктуре малых и средних компаний, начинающих бизнес, в общих затратах на начало дела - снижение в 3 раза к 2012 году.
   Для начала собственного дела, модернизации производства, выхода на новые, в том числе зарубежные рынки, повышение уровня бизнес-образования предпринимателя и его работников является необходимым условием.
   Крупные компании, как правило, располагают возможностями по созданию собственных учебных центров, разработки образовательных программ. В отношении компаний малого и среднего предпринимательства часть расходов на такие затраты должно взять на себя государство.
   Особенно данная проблема актуальна для стартующих предпринимателей. Предоставление возможности пройти кратковременное обучение на условиях софинансирования расходов позволяет прежде всего повысить "выживаемость" начинающих предпринимателей в первый год ведения дела. В настоящее время прохождение бизнес-образования является в соответствии с требованиями ведомственных актов Минэкономразвития России необходимым условием предоставления грантовой поддержки начинающих предпринимателей.
   В 2009 году планируется предоставить услуги бизнес-образования для 5% стартующих предпринимателей, что соответствует 3 000-4 000 начинающих. К 2012 году показатель планируется увеличить в 3 раза. При этом молодежное предпринимательство выделено в качестве приоритетной группы при реализации мероприятия. Необходимо в среднесрочной перспективе реализовать массовые программы обучения начинающих предпринимателей.
   В 2009 году Минэкономразвития России осуществляется поддержка региональных программ обучения малых и средних компаний, в дальнейшем мероприятие будет также реализовываться за счет средств федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства на условиях софинансирования с бюджетами субъектов Российской Федерации.
   Одна из крупных задач проекта - формирование доступной системы инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
   За период 2005-2008 годов проведена значительная совместная работа с субъектами Российской Федерации по формированию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства: - действуют 72 региональных и муниципальных бизнес-инкубатора; - 33 региональных гарантийных фонда поручительств по кредитам малых компаний; - 23 венчурные региональные компании и 2 фонда прямых инвестиций, осуществляющих поддержку инновационных и производственных бизнес-проектов; - создан промышленный парк, начато финансирование технопарка.
   На период до 2012 года предлагается продолжить реализацию указанных проектов с тем расчетом, чтобы ежегодно создавать 30-40 региональных и муниципальных бизнес-инкубаторов, завершить создание фондов гарантий в каждом субъекте Российской Федерации, повысить капитализацию региональных венчурных фондов (не менее 400 млн рублей каждый), сформировать систему промышленных парков и технопарков - не менее 10 объектов к 2012 году.
   Одновременно будут развиты новые направления. Стратегическим направлением должно стать увеличение поддержки муниципальных программ развития субъектов малого и среднего бизнеса до 400 муниципалитетов к 2012 году.
   Также предстоит реализовать программу ОАО "Российская венчурная компания" по "посевному" финансированию малых компаний" как элементу системы финансирования инновационных проектов, дополняющую деятельность фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и региональных венчурных фондов.
   В проекте учтены решения председателя Правительства РФ В.Путина от 29 апреля 2009 года по итогам состоявшегося апреля 2009 года Всероссийского форума по малому и среднему предпринимательству о выделении 15 миллиардов рублей государственных гарантий на капитализацию региональных гарантийных фондов не только в 2009 году, но и в 2010-2012 годах. Это позволит обеспечить гарантиями фондов до 6,5% кредитов, выдаваемых малым компаниям.
   Существенный потенциал для развития предпринимательства связан со снижением издержек субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с государственным регулированием и налогообложением предпринимательской деятельности.
   В 2009 году вступает в силу федеральный закон, сокращающий число проверок субъектов предпринимательства, устанавливающий уведомительный принцип начала деятельности на потребительском рынке, рынке, оказания услуг - самых популярных для начинающих предпринимателей видов деятельности. Внесены ряд изменений в специальные налоговые режимы, которые позволяют распространить их действие исключительно на малые компании, а также расширяющие доступ к таким налоговым режимам.
   На период до 2012 года необходимо обеспечить реализацию требований законодательства Российской Федерации о проведении один раз в 5 лет сплошного статистического обследования сектора малых и средних компаний, упростить требования по ведению бухгалтерского учета компаниями, применяющими специальные налоговые режимы, заменить административные механизмы обеспечения ответственности предпринимателей за безопасность производимых товаров на гражданско-правовые - декларирование, технический аудит, страхование ответственности, саморегулирование.
   Оценка результативности реализации задачи - это снижение в 2 раза доли издержек в выручке компаний на преодоление административных барьеров и существенное расширение числа предпринимателей, применяющих специальный налоговый режим в виде патенте при упрощенной системе налогообложения, использование которого служит индикатором выхода предпринимательской деятельности из "тени".
   Расширение доступа малых и средних компаний к финансированию проектов традиционно включалось в приоритеты программы, а в условиях глобального экономического кризиса проблема финансирования обострилась.
   В 2009 году в рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства существенно увеличен объем средств, направляемых на грантовую поддержку начинающих предпринимателей. По предварительным оценкам, такую поддержку смогут получить 7 000-10 000 начинающих, что с учетом динамики создания новых компаний обеспечит 20%-ный охват новых компаний.
   Также в 2009 году востребованной со стороны предпринимателей стала программа субсидирования процентных ставок по кредитам. Ожидается поддержка 25 млрд рублей кредитов малых компаний.
   В 2009 году за счет средств федерального бюджета начинается реализация программы ОАО "Российский банк развития" по рефинансированию кредитов субъектов малого и среднего предпринимательства, а также кредитованию микрофинансовых, лизинговых и факторинговых организаций. На программу направляется 30 млрд рублей, из которых 10 млрд рублей вносятся в капитал ОАО "Российский банк развития", а 20 млрд рублей предоставляются ОАО "РосБР" ГК "Внешэкономбанк" в виде кредитных ресурсов.
   Уже в 2009 году ожидается в рамках программы привлечь 90 млрд рублей внебюджетных ресурсов через рефинансирование в Центральном банке Российской Федерации. Чтобы обеспечить к 2012 году объем программы в размере 20 млрд рублей (это 5% от кредиторской задолженности сектора за 2008 год). Для обеспечения таких результатов потребуется в 2011 году направить в ОАО "Российский банк развития" на реализацию программы дополнительно 30 млрд рублей. Значение целевых индикаторов реализации данной задачи напрямую зависит от размера средств федерального бюджета.
   В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 753 "О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации по вопросам полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере развития малого и среднего предпринимательства" в отношении 11 федеральных министерств и 15 федеральных агентств закреплены полномочия в сфере развития малого и среднего предпринимательства.
   В Минэкономразвития отмечают, что формирование института "обратной связи" с предпринимателями для оценки влияния принимаемых органами исполнительной власти решений возможно лишь при наличии инструмента общественной защиты интересов и представительства предпринимателей.
   В России действуют 4 крупнейших предпринимательских объединения: "ОПОРА РОССИИ", Торгово-промышленная палата Российской Федерации, "Деловая Россия", Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей). Однако степень вовлеченности малых компаний в деятельность общественных организаций по-прежнему незначительна. Так, "ОПОРА РОССИИ" представляет интересы каждого четвертого малого предпринимателя.
   Поддержка общественных организаций предпринимателей - необходимый элемент для формирования гражданского общества, поэтому помимо совершенствования законодательства в части расширения возможностей по защите интересов малых компаний, необходимо поддержать финансово программы общественных объединений, связанные с защитой интересов малых и средних компаний. Реализация мероприятия возможна за счет средств, предусмотренных на государственную программу поддержки малого и среднего предпринимательства. Основной индикатор - это увеличение практически в 2 раза числа предпринимателей-членов общественных объединений.
   Решение основной задачи - увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства напрямую связана с пропагандой идей предпринимательства, развитием интереса у молодых людей к самостоятельной деятельности, разъяснения государственной политики содействия развитию предпринимательства. В МЭР считают, что для реализации данной задачи необходимо максимально использовать возможности телевидения, радио, Интернета, наружной рекламы.
   До настоящего времени подобного рода акции на федеральном уровне не реализовывались, поэтому на их проведение требуется выделение средств федерального бюджета в счет средств, которые предусмотрены на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства.
   Ожидается, что к 2012 году Россия сможет приблизиться к общемировому показателю по доле граждан, желающих начать собственное дело, - 10%, что превысит существующий уровень в 4 раза.
   ИА "Альянс Медиа"