10.06.2005 Законодательное обеспечение малого бизнеса в CНГ В четверг, 9 июня, в Торгово-промышленной палате РФ в рамках Девятого Петербургского международного экономического форума состоялся круглый стол на тему «Нормативно-правовое обеспечение малого и среднего предпринимательства как важный фактор повышения эффективности экономик стран Содружества: опыт государств-участников СНГ и переходных экономик (международный опыт)». Его организаторами выступили Совет Федерации РФ и ТПП РФ. Вел заседание заместитель председателя Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при председателе СФ РФ Павел Федирко. Открывая работу круглого стола, член Совета Федерации РФ Татьяна Попова отметила, что цель настоящего обсуждения – выяснить, какие законы позволяют обеспечивать развитие малого и среднего предпринимательства как в РФ, так и в странах СНГ. По ее словам, в России сейчас появляются отдельные нормативно-правовые акты в сфере государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, но это происходит в условиях отсутствия базового закона, который бы систематизировал основные подходы государства к регулированию этой сферы, определял бы критерии отнесения предприятий к разряду малых и четко фиксировал возможные формы государственной поддержки малого бизнеса. В этих условиях, считает Т.Попова, сохраняется неясность относительно основных инструментов, которые применяет государство при поддержке малого предпринимательства. По ее словам, острым сегодня является вопрос распределения средств федерального бюджета, направленных на поддержку малого бизнеса. Важно добиться того, чтобы их расходование было эффективным, чтобы эти средства действительно пришли в сферу малого бизнеса, подчеркнула Т.Попова. По ее словам, одной из основных форм поддержки малого предпринимательства в России на сегодняшний день является создание бизнес-инкубаторов. Она считает, что наметившийся переход от прямого кредитования малых предприятий к созданию инфраструктуры их поддержки очень важен. Т.Попова полагает, что важным шагом вперед станет создание успешно действующих бизнес-инкубаторов хотя бы в 10-15 регионах, причем с привлечением в реализацию этих проектов частных инвестиций. Однако, уверена она, для нормальной реализации подобных проектов необходима четкая федеральная нормативно-правовая база, которая определяла бы само понятие бизнес-инкубатора, регламентировала особенности их создания, привлечения инвестиций, распределения мест в бизнес-инкубаторах, формирования ставок арендной платы. Благодаря этой нормативно-правовой базе возможно будет добиться того, чтобы средства федерального бюджета использовались более эффективно, считает Т.Попова. По ее словам, важным для развития малого предпринимательства является и создание венчурных фондов, однако в России практически отсутствует законодательство в части создания и функционирования таких фондов, поэтому сегодня говорить о том, что эта форма поддержки будет эффективной, сложно. Сначала необходимо законодательно определить само понятие венчурного фонда, как он формируется, какие структуры привлекаются к его созданию, каким образом происходит распределение средств этого фонда. Т.Попова уверена, что формы государственной поддержки малого бизнеса, которые могут быть использованы как на федеральном, так и на региональном уровнях, достаточно многообразны. Однако существует проблема закрепления этих форм в нормативно-правовых документах. По словам выступившего в ходе работы круглого стола вице-президента ТПП РФ Сергея Катырина, при построении единого экономического пространства стран СНГ прежде всего необходимо серьезно проанализировать ту законодательную базу, на основании которой будет происходить это экономическое взаимодействие. Зачастую при образовании такого единого пространства предприятия какой–либо одной страны могут оказаться в менее выгодных конкурентных условиях по сравнению с предприятиями другой. Так, например, российские металлурги категорически против того, чтобы Россия входила в такое единое экономическое пространство. Связано это с тем, что на сегодняшний день законодательство Украины позволяет создавать на территории этой страны особые экономические зоны, и металлургические комбинаты, расположенные в них, работают в условиях льготных налоговых режимов. Следовательно, российские металлурги при создании единого экономического пространства стран СНГ изначально проигрывают украинским в конкурентной борьбе. «Если законодательство экономической сферы стран союза не выровнять, то, создавая такое пространство, предприятиям функционировать на равных не получится», - подчеркнул С.Катырин. По его словам, аналогичная ситуация складывается и в сфере малого бизнеса. Так, например, в Казахстане законодательство вообще и налоговая система в частности, которые сложились для малого бизнеса, дают возможности для развития этих предприятий значительно больше, чем аналогичные российские. В связи с этим, полагает С.Катырин, первое, что необходимо сделать, - провести анализ сложившегося законодательства по малому бизнесу всех стран СНГ и выбрать для России ориентиры в разработке собственных законодательных актов. Необходимо также при работе по созданию единого экономического пространства стремиться к тому, чтобы условия для работы малого бизнеса различных стран внутри этого пространства были хотя бы примерно равными. По словам советника Департамента межотраслевого сотрудничества Исполкома СНГ Александра Беленкова, в странах СНГ на сегодняшний день в негосударственном секторе экономики занято 66% трудоспособного населения. При этом 56% работают в сфере услуг, 19,6% - в промышленности. Хотя рост числа малых и средних предприятий отмечается в каждом государстве СНГ, все еще остается резерв его роста благодаря привлечению в предпринимательство безработных. Как отметил А.Беленков, в СНГ был принят модельный закон о государственной поддержке малого бизнеса, в котором определялись основные критерии таких предприятий. Самый простой из них – число работающих на таких предприятиях, однако на сегодняшний этот показатель в законодательстве стран СНГ значительно разнится. Так, только в России и Белоруссии он составляет 100 человек, в остальных странах в основном – 50, в Казахстане – 40, в Грузии – 21. Причем значительно различаются не только количественные критерии малых предприятий в законодательствах стран СНГ. Сделать унифицированное законодательство невозможно, считает А.Беленков, тот модельный закон, который был в свое время принят, не стал для стран СНГ своего рода моделью для создания собственного законодательства. Это, вероятно, связано с тем, что у каждого государства свои ресурсы, как человеческие, так и финансовые. Кроме того, каждая страна ставит свои цели развития экономики. Пока для каждой страны СНГ главное – ее суверенность, считает А.Беленков, зачастую не всегда удается выполнять совместные соглашения. Выступивший в ходе заседания министр правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Евгений Егоров отметил, что сегодня России прежде всего необходим основной закон о государственной поддержке малого предпринимательства. Он должен определить основы взаимоотношений между малым бизнесом и органами власти. В нем необходимо четко прописать, какие именно условия должны создать органы власти для развития малого бизнеса, причем как федеральная власть, так и региональная. Кроме того, необходимо вернуть субъектам РФ право использовать какие-либо меры по поддержке малого бизнеса, не предусмотренные в основном законе. Однако только одним законом решить все проблемы малого бизнеса невозможно, уверен министр. Сегодня особенно важно решить проблемы, возникающие в связи с административными барьерами на пути развития малого бизнеса, с злоупотреблениями контролирующих организаций. По словам Е.Егорова, ДПиРМП не единожды выходил с предложениями о внесении изменений в закон о милиции. Кроме того, считает он, в Налоговом кодексе РФ должна существовать отдельная статья, в которой были бы прописаны особенности налогообложения малого бизнеса. Е.Егоров уверен, что необходимо значительно упростить систему налогообложения малых предприятий, так как им просто невозможно вести сложную бухгалтерию. Так, в частности, уплату ЕНВД вполне можно было бы заменить получением патента, уверен он. Говоря о проблемах кредитования малого бизнеса, министр отметил, что кредитовать такие предприятия за счет бюджета невозможно, да и неправильно. Создать сегодня фонд гарантий или залоговый фонд нельзя, можно создать паевой фонд, который выкупал бы акции малых предприятий и после этого предоставлял им финансовые средства. Но «какое малое предприятие под свой собственный проект отдаст кому-то свои акции», заявил Е.Егоров. Также серьезным вопросом является охрана труда на малых предприятиях. По мнению руководителя ДПиРМП, существующие в России законодательные нормы в данной сфере в принципе не могут быть исполнены малым предприятием, так как оно не может содержать структуру, отвечающую за охрану труда. Следовательно, считает Е.Егоров, необходимо вносить изменения в это законодательство. Также «сумасшедшим» назвал министр перечень документов, которые нужно собрать малому предприятию для его ликвидации. Главное в этом процессе, чтобы у него не было задолженностей, считает министр. По его словам, в Москве сегодня сложилась парадоксальная ситуация, причем, она свойственна и другим регионам России, при которой к малому предпринимателю относится собственник нескольких предприятий, которые уже составляют сеть. В отдельных управах столицы 30-40% торговли принадлежит одному человеку, а это уже монополия, заявил Е.Егоров. Но в России нет законодательства, которое решало бы такие вопросы, подчеркнул он, и его необходимо разрабатывать. Руководитель ДПиРМП высказал предложение о создании "конституции по малому бизнесу" среди стран СНГ с одинаковыми нормами развития и функционирования малых предприятий. Эта конституция устанавливала бы рамочные условия для законодательства стран Содружества. Отметив, что в 2007 году малому предпринимательству России будет 20 лет, министр посетовал, что в стране до сих пор не учреждены такие звания, как «Почетный предприниматель» или «Заслуженный предприниматель». «А ведь это особое свойство человека – быть предпринимателем. В честь двадцатилетия обязательно должен быть праздник», - сказал Е.Егоров, призвав рассмотреть такое предложение и ТПП РФ, и Совет Федерации. ИА "Альянс Медиа" |