12.11.2007  А.Иоффе: малый бизнес и в Москве может найти ниши для развития

   Александр Иоффе был одним из первых кооператоров в СССР. Свой кооператив он зарегистрировал в марте 1988 года. В эру тотального дефицита и потребительского голода он занимался тем, что одевал народ - его кооператив "Лидер" специализировался на швейном производстве. Занимался он и другими делами - рекламой, промышленным производством.
   Он одним из первых вошел в бизнес, а в 1990 году стал председателем Общественно-экспертного совета по кооперативной деятельности при Мосгорисполкоме. Теперь он председатель Общественно-экспертного совета по малому и среднему предпринимательству при мэре и правительстве Москвы и президент Российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства (РАРМП). О том, как все начиналось и какие горизонты откроются российскому предпринимательству, он рассказал в интервью МК.
   В.: 2007 год объявлен правительством Москвы годом 20-летия малого бизнеса, расскажите о том, как все начиналось.
   
О.: В советские времена любые решения принимались сверху, а утверждались на уровне ЦК КПСС. В начале 1987 года был выпущен целый шлейф постановлений, решений, распоряжений Совета Министров СССР, Моссовета, Исполкома о создании первых кооперативов. Сама форма первых коммерческих предприятий-кооперативов была в какой-то мере социалистической. Ведь что такое кооператив? Кооператив - это равноправное членство пайщиков. Кто работает в кооперативе, тот и получает прибыль от его деятельности.
   Парадокс заключался в том, что, с одной стороны, кооперативное движение разрешили, но вот ответственность за нетрудовые доходы никто не отменил.
   В.: На базе каких средств начинали свое дело первые кооператоры? Какие платили налоги, какую вели отчетность?
   
О.: Мы получали кредиты в банке. Двадцать лет назад это было довольно просто. Кредитные работники требовали только регистрационные документы кооператива и примитивный бизнес-план. Деньги давались под довольно смешные по сегодняшним меркам проценты. Я, например, получил кредит под 0,4% годовых. О залогах и гарантиях тогда тоже речи не шло. Местные органы власти - районные исполкомы были крайне заинтересованы в развитии кооперативного движения. Впервые за всю историю СССР у них появилась возможность получать «живые» деньги.
   Кооператоры платили налог со своих доходов по месту регистрации. С арендой и тогда было не очень просто. Но для нас находили помещения, которые мы занимали на довольно льготных условиях. Отчетность была минимальна и примитивна - никаких нормативных и правовых документов тогда еще не разработали. У меня была специальная тетрадочка, в которой я вел колонку поступлений денежных средств и своих расходов. Первые годы вхождения в рынок налог на доходы составлял всего 3%.
   В.: Это же просто рай какой-то: и деньги дают, и помещение. Только иди и работай.
   
О.: В те времена у предпринимателей были другие проблемы. При тотальном дефиците и абсолютно пустых прилавках нужно было каким-то образом достать швейное оборудование, ткани для пошива. Все это просто так пойти и купить было невозможно. Следовало обращаться в Мосглавснаб, который, как правило, отдавал нам что-то старое, ненужное. А тут еще начальство стало задумываться, а не слишком ли много денег зарабатывают кооператоры.
   В.: Как появился Общественно-экспертный совет по малому предпринимательству при мэре и правительстве Москвы?
   
О.: Кооператоры довольно быстро поняли, что необходимо действовать консолидированно. Нам было необходимо не только показать, что мы есть, что мы существуем, работаем и зарабатываем, но и выражать собственное мнение. Такие идеи витали в воздухе до тех пор, пока Юрий Лужков, который на тот момент возглавлял Комиссию по кооперативной деятельности Мосгорисполкома, не сказал: "Ребята, вас уже много, у вас есть свои интересы, у власти - свои, так что объединяйтесь в какой-нибудь союз, будем взаимодействовать". Так образовался Московский союз кооперативов - первый в стране союз предпринимателей.
   Потом на его базе по договору с Мосгорисполкомом появился Общественный совет по кооперативной деятельности. Со временем он был переименован в Общественно-экспертный совет по малому предпринимательству. В то время он являлся единственной структурой в Москве, облеченной некими функциями в этой области. С одной стороны, совет состоял только из предпринимателей и лоббировал их интересы, с другой, - входил в состав органов исполнительной власти, и ему поручались дела, связанные с развитием тогдашнего малого бизнеса. Поэтому в каком-то смысле основные идеи, касающиеся малого предпринимательства, были плодом взаимодействия нашего совета и правительства Москвы. Ну и прежде всего Юрия Лужкова как главного "моторчика" по развитию кооперативной деятельности и малого бизнеса.
   В.: Насколько отличается деятельность тогдашнего Совета по кооперации и сегодняшнего Общественно-экспертного совета?
   
О.: Лоббистская функция осталась прежней, с той лишь разницей, что документов, затрагивающих интересы предпринимательства, становится в десятки раз больше, и приходится много времени уделять их экспертизе.
   Однако если в начале 90-х годов приходилось еще и консультировать, и снабжать информацией, и содействовать в получении финансовых ресурсов, то теперь, когда за 17 лет (в том числе и с помощью ОЭС) была выстроена инфраструктура поддержки малого бизнеса, специфические функции по поддержке и развитию МБ перешли к этим организациям, которые помогают как в становлении малых фирм, так и в содействии их развитию.
   А совет на сегодняшний день объединяет практически все союзы и ассоциации предпринимателей, которые так или иначе имеют отношение к малому бизнесу: Российскую и Московскую торгово-промышленные палаты, Московское отделение организации ОПОРА РОССИИ, Общество купцов и промышленников, Московскую ассоциация предпринимателей, Российскую ассоциацию франчайзинга, Международную ассоциацию "Система ММЦ" и др.
   В регламенте правительства Москвы записано, что все постановления и распоряжения, которые так или иначе касаются проблем малого бизнеса и затрагивают его интересы, должны проходить обязательное согласование в Общественно-экспертном совете. Это значит, что я как руководитель совета на основании анализа документов и консультации с членами совета должен поставить на листе согласования подпись - либо я "согласен", либо "не согласен" с этими документами - и представить конкретные замечания. Такая серьезная бюрократическая процедура очень мешает принятию документов, не способствующих развитию бизнеса.
   В.: Принят новый Федеральный закон №209 "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ". Как его введение отразится на малом бизнесе Москвы?
   
О.: В принципе, закон хоть и рамочный, но правильный. В нем впервые дается определение среднего бизнеса, который всегда был "за скобками" какой-либо поддержки, в отличие от всех зарубежных стран, где понятие МСБ неразделимо. В законе дается определение инфраструктуры поддержки МСБ, и это тоже впервые. Однако несостыковки (явные или мнимые) данного закона с Бюджетным кодексом, с Законом "О защите конкуренции", с Налоговым кодексом ставят под угрозу выполнение программ поддержки МСП и деятельность тех организаций, через которые осуществляется эта поддержка. Хотя в ФЗ №209 прямо указано, что инфраструктура поддержки МСП создается и содержится за счет региональных бюджетов.
   А ведь в Москве и некоторых других регионах это целая система - четко отлаженный и действительно работающий механизм. На сегодняшний день Москва полностью обеспечивает своих предпринимателей всем необходимым для их становления, развития и расширения бизнеса. Информационная поддержка, юридические консультации, обучение и повышение квалификации, участие в выставках, поиск партнеров: перечислять можно очень долго.
   То, что было создано многолетними усилиями правительства Москвы, во что были вложены немалые средства, терять нельзя. Учитывая эту правовую коллизию, мы считаем, что профильные федеральные министерства должны в кратчайшие сроки дать разъяснения по этим вопросам.
   В.: Вы не согласны и с новыми критериями микро-, малого и среднего бизнеса.
   
О.: Согласен, потому что они совпадают с общеевропейскими аналогами. Но есть проблема: в новом законе введен новый критерий отнесения к малому и среднему бизнесу - объем выручки. Однако мы до сих пор не знаем, каким его установит правительство, и поэтому не можем скорректировать нашу программу поддержки предпринимательства на следующий год. Опять ждем.
   В.: Можно ли говорить о том, что на сегодняшний день правительство Москвы заинтересовано в развитии только производства, высокоинтеллектуального предпринимательства, а торговля в любых ее разновидностях неинтересна?
   
О.: Нет, это неправильно. Правительство Москвы и жители Москвы заинтересованы в развитии любой малой или средней московской фирмы. Ведь это и рабочие места, и налоги, и товары, и услуги для москвичей, это в конечном итоге формирование среднего класса демократического общества. Другое дело, что торговля не нуждается в комплексной поддержке: вовремя оказанная консультация, юридическая помощь, пополнение оборотных средств: И при этом правильный выбор места и грамотное ведении бизнеса - и торговля всегда доходна.
   Другое дело - реальный сектор экономики. И вот здесь очень важно внедрять специальные меры поддержки: венчурные фонды, технопарки и бизнес-инкубаторы, промышленные территории для малого и среднего бизнеса. Причем в этих "оазисах" должен работать в полную силу сервисный блок: обучение, консультации, информационный обмен, патентование, содействие в продвижении продукции.
   В.: Есть какие-то ниши, которые будут наиболее перспективными для освоения малыми фирмами в ближайшие годы?
   
О.: Любой вид бизнеса перспективен. Малое предпринимательство отличается высоким процентом смертности и возрождения. Это постоянный процесс, круговорот. Кто-то выходит на рынок, кто-то умирает, кто-то расширяется и становится средним, большим.
   Помимо инновационных технологий, мне кажется, что сфера ЖКХ, услуги населению, обслуживание туристической отрасли будут актуальны и востребованы. Перспективно и строительство. Просто произойдет постепенное разделение и специализация. Какие-то маленькие фирмы займутся только дизайном, какие-то - укладкой кафеля, побелкой, покраской и т.д. Будет развиваться и производство строительных материалов.
   Еще малый бизнес в ближайшее время ожидает бум франчайзинга. Франшиза станет массовой формой организации собственного дела, особенно в сфере потребительского рынка и услуг. Подчеркну, что франчайзинг особенно удобен тем, кто только начинает бизнес, ведь вместе с франшизой предприниматель получает и раскрученную торговую марку, и консультации, и схему ведения успешного бизнеса.
   В.: Кажется, что в Москве уже все "забито" и "утрамбовано" - все ниши в бизнесе кем-то заняты. На ваш взгляд, сегодня трудно начать новое дело?
   
О.: Безусловно, московский рынок очень плотный. Но малый бизнес тем и отличается, что весьма гибок, всегда найдет место для приложения своих усилий. И при этом далеко не всегда требуются крупные капиталовложения. Важно другое - идея, энергия, подход к делу. Возьмите самое простое - ремонты в квартирах. С одной стороны, строительных бригад море. В каждом рекламном каталоге можно найти тысячи телефонов и адресов. Но люди ищут фирмы по "сарафанному радио". Они пытаются нанять тех, кого хвалят, кем остались довольны предыдущие клиенты. Малый бизнес может пристроиться в любую нишу. Главное - не бояться, уметь работать и идти вперед, ибо дорогу осилит идущий.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Московский комсомолец"