13.12.2005  Москва: основные экспортеры – предприятия малого и среднего бизнеса

   Правила таможенного оформления грузов вполне устраивают экспортеров продукции из Московского региона, но некоторые из процедур все же необходимо упростить. Такое мнение высказали московские экспортеры в пятницу, 9 декабря, на расширенном заседании Комитета по внешнеэкономической деятельности и Гильдии логистических операторов Московской торгово-промышленной палаты. На заседании обсуждались вопросы таможенного оформления и транспортного обеспечения российского экспорта.
   Руководитель службы федеральных таможенных доходов Центрального таможенного управления Андрей Минин сообщил, что по данным ЦТУ, за 9 месяцев 2005 года экспорт продукции московских предприятий составил 6 млрд 473 млн долларов, что на 2% больше, чем за соответствующий период прошлого года. Экспорт предприятий Московской области - 1 млрд 200 млн долларов, по сравнению с 2004 г. снизился на 3%. 35% экспорта столицы приходится на продукцию топливно-энергетического комплекса, 15% - на продукцию машиностроения. По сравнению с 2004 годом экспорт ТЭК (в Москве) вырос в 1,4 раза, экспорт продукции машиностроения сократился на 27%.
   А.Минин напомнил предпринимателям, что российские экспортеры продукции (по желанию) могут применять упрощенный порядок таможенного декларирования, установленный статьями 135, 136, 138 ТК РФ. Также приказом МЭРТ РФ №9 от 27 января 2005г. утвержден порядок установления специальных упрощенных процедур таможенного оформления для отдельных лиц. По словам А.Минина, некоторыми видами специальных упрощенных процедур являются: предварительное декларирование товаров, временная, неполная и периодическая таможенные декларации.
   О последних изменениях на рынке логистических услуг рассказала Председатель гильдии логистических операторов МТПП Светлана Домнина. Гильдия объединяет в своих рядах членов МТПП, оказывающих услуги в области логистики – таможенных брокеров, транспортные компании, склады, страховые компании, охранные предприятия.
   По словам С.Домниной, существенные изменения происходят на рынке услуг по таможенному оформлению и транспортному обеспечению экcпорта товаров. Сегодня наступает новый этап развития внешнеэкономической деятельности для России – меняется рынок, правила игры на рынке, а также сами его участники, так как на рынок выходят иностранные конкуренты, заметила С.Домнина. Она сообщила, что на Москву – огромный мегаполис и логистический центр - приходится более 32% внешнеторгового оборота страны и 50% импорта продукции. Экспорт продукции московского региона (Москва и МО) осуществляется более чем в 100 стран мира. Основными из них являются Германия, Украина, Италия, Нидерланды и др. страны. В номенклатуре товаров - продукция машиностроения, нефтехимии, деревообрабатывающей и текстильной промышленности, черные и цветные металлы, и др. Лидирует по объемам перевозимых грузов железнодорожный транспорт, по стоимости услуг – автомобильный. «Экспортеры московского региона – это, как правило, предприятия малого и среднего бизнеса», - заметила С.Домнина.
   По её мнению, экспортеры региона уверенно чувствуют себя на внешнем рынке, очень многие из них занимаются логистикой сами, имеют свой транспорт, занимаются таможенным оформлением, не привлекая для этого профессионалов. В то же время, по её словам, большинство предприятий – экспортеров и импортеров - привлекают профессионалов и передают на аутсорсинг услуги, которые не являются их основным видом деятельности.
   С.Домнина отметила, что на рынке таможенных брокеров резко сокращается число «серых» брокеров, и при общей тенденции уменьшения числа таможенных брокеров доля оформляемых ими деклараций увеличивается.
   Она также подчеркнула, что на рынке происходит постепенное выравнивание условий работы, внедряются новые технологии – электронное, предварительное декларирование и т.д. Очень важной тенденцией является развитие сопутствующих услуг, поскольку требования рынка заключаются в комплексных решениях. Таможенные брокеры начинают заниматься транспортом, вопросами страхования. То же происходит и на других сегментах рынка, например, когда транспортные компании начинают заниматься таможенным оформлением, строят складские комплексы. В результате на рынке появляется большое количество компаний, логистических операторов, которые претендуют на весь комплекс услуг на рынке, но не всегда могут предоставить высокий уровень обслуживания.
   По мнению С.Домниной, вступление РФ в ВТО, выход на российский рынок иностранных компаний приведет к усилению конкуренции на рынке таможенных брокеров. «Если сейчас в основном это российские компании, то скоро иностранные компании активно начнут занимать эту нишу на рынке», - подчеркнула она.
   С.Домнина сообщила, что на рынке складских комплексов наблюдается дефицит площадей: по структуре складов только 50% помещений соответствуют современным требованиям (класса А и Б). За последний год в Москве количество складов сократилось на 11%, остаются в основном склады компаний - производителей, происходит увеличение складов в МО, как правило, это склады логистических операторов, когда строятся большие комплексы, оснащенные современным оборудованием. Многие московские склады объединены в Московскую ассоциацию коммерческих складов «МАКС».
   На рынке транспортных услуг, продолжила С.Домнина, наблюдается общая тенденция по увеличению эксплуатационных затрат всех видов транспорта. Увеличение стоимости топлива отражается на цене услуг транспортных компаний, происходит усиление конкуренции на автомобильном транспорте.
   «Это все ощущают, так как на дорогах Москвы и МО можно увидеть большое количество иностранных перевозчиков, которые перевозят продукцию для Москвы», - отметила С.Домнина.
   По её словам, доля российских перевозчиков на рынке транспортных услуг составляет 34%, а в экспортных поставках доля российских перевозчиков составляет всего 22%. «Ситуация ненормальная: если сравнивать с зарубежным опытом, то там экспортную продукцию перевозят национальные перевозчики», - подчеркнула С.Домнина. По её мнению, одной из причин сложившейся ситуации является недостаточное количество информации об услугах российских компаний. Российские экспортеры также называют несоответствие российских транспортных компаний международным требованиям по транспорту, неподготовленность водителей, поэтому предпочтение отдается иностранным перевозчикам. «Это необходимо учитывать нашим транспортным компаниям», - заметила она.
   В ходе обсуждения представители компаний российских экспортеров высказали свои предложения. В частности, экспортеры машиностроительной продукции напомнили, что экспорт их продукции из Москвы падает уже на протяжении последних 15 лет, а происходит это из-за необходимости более длительного таможенного оформления продукции «двойного назначения».
   По мнению гендиректора фирмы «Интеррос-Авиа», количество бумаг, которое оформляется при прохождении груза, неоправданно преувеличено. «Необходимо организовать что-то типа зеленого коридора для оформления машиностроительной продукции на экспорт», - подчеркнул он. Для нормального оформления машиностроительной продукции достаточно максимум 2 документов – контракта (где указана сумма для определения таможенных платежей) и упаковочного листа (где указано, как отправляется груз).
   Ведущий менеджер компании «Данон» Дмитрий Павлов заметил, что объемы экспорта компании постоянно растут, планируется каждый год увеличение объемов в размере от 5 тонн до 5 тысяч тонн.
   По его мнению, требования таможенного оформления грузов «понятные и предсказуемые, здесь больших проблем нет», кроме того, за последние годы работа таможни стала более организованной. Д.Павлов заметил, что для компании важнее услуги службы «Ветеринария», и необходимо упростить процедуры пересечения границы, определяемые этой службой.
   На заседании также были представлены успешные логистические проекты, обсуждалась возможность снижения таможенных пошлин на импортное оборудование, аналоги которого не производятся в России.
   ИА "Альянс Медиа"