18.06.2003  Сельский производитель интересует государство исключительно как объект налогообложения

   
   На днях президент Владимир Путин подписал Федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", определяющий фермерское хозяйство как сельскохозяйственного товаропроизводителя, равноправного с другими формами хозяйствования. Как правило, эти хозяйства создаются по семейному принципу и владеют имуществом на правах совместной собственности. По данным Госкомстата, таких хозяйств насчитывается 265 тыс. В распоряжении фермеров находится около 17 млн. га сельхозугодий. В прошлом году на их долю пришлось 12% общего производства зерна в стране, около 20% - семян подсолнечника, 7% - сахарной свеклы, 2,6% - крупного рогатого скота, 2,8% - свиней, 9% - голов овец и коз.
   Судя по принятому закону, парламентарии к фермерам относят только тех, кто зарегистрировался в налоговой инспекции. Неохваченными остались 16 млн.
   приусадебных хозяйств. Между тем их доля в продовольственном балансе страны весьма существенна (значительно больше, чем у официальных фермеров, особенно в производстве овощей и мясо-молочной продукции), а доход от реализации сельхозпродукции является основным средством существования для их владельцев.
   Кстати, при обсуждении в "Меркурий-клубе" Торгово-промышленной палаты проблем малого бизнеса представитель Волгоградской области высказал большую озабоченность нерешенностью этой проблемы. Приусадебный владелец никогда сам не зарегистрируется фермером потому, что он интересует государство исключительно как налогоплательщик.
   Такого подхода государство придерживается не только в отношении фермеров и приусадебных хозяйств, но и других аграрных хозяйств, которые, кстати, доминируют на рынке продовольственной продукции - это 25 тысяч крупных и средних и 8 тысяч мелких сельхозпредприятий. Оно не гарантирует аграриям ни закупочную цену, ни сбыт продукции через государственные закупки, как это делает правительство США, и не участвует в страховании фермерского урожая, как власти Канады.
   Правительство категорически против какой-либо прямой финансовой поддержки крестьян. А сельские хозяйства десяти новых членов ЕС получат 20 млрд. евро в качестве прямых субсидий. Поляки же выторговали для своих крестьян дополнительно еще один миллиард евро. Естественно, что при такой заботе государства регистрировать свое предприятие в налоговой инспекции попросту выгодно. Вообще на Западе в отношении фермерства доминирует социальный подход, а у нас исключительно фискальный.
   Всем хозяйствующим субъектам при любой форме собственности на землю требуются механизмы, обеспечивающие гарантированный минимум доходности. Иначе даже крупные хозяйства, оперирующие не на одной сотне тысяч гектаров, вынуждены были сократить операционные поля. О более мелком сельхозпроизводителе и говорить не приходится. О каком развитии производства может идти речь, если при рекордном урожае прибыль сельского хозяйства России в 2002 году по сравнению с предыдущим годом снизилась почти в 10 раз. "По уточненным данным, прибыль сельского хозяйства по итогам прошлого года составила 2,5 миллиарда рублей против 24 миллиардов рублей в 2001 году", - констатирует вице-премьер РФ, министр сельского хозяйства Алексей Гордеев.
   Все беды нашего сельского хозяйства в том, что интересы самого сельхозпроизводителя, включая и столь "любимого" фермера, на федеральном уровне никто не представляет и не защищает. Не случайно Алексей Гордеев ценовую ситуацию на зерновом рынке обсуждает с хлебопеками, мукомолами и трейдерами.
   Эффективность объединений подлинных сельхозпроизводителей в защите своих, а следовательно, и государственных интересов, продемонстрировали птицеводы - они заставили правительство принять энергичные меры против зарубежных поставщиков мяса птицы.
   Фермерство в России находится в том же положении, что и весь малый бизнес в целом. Разговоров в избытке. До сих пор в вопросе о фермерах и фермерстве на федеральном уровне у нас доминировали политические спекуляции. В основном радетели аграриев апеллировали к собственническому инстинкту крестьянина, оставляя в стороне его реальные проблемы. Между тем ситуация в сельском хозяйстве после внедрения частной собственности на землю еще в середине 90-х посредством раздачи земельных паев лишний раз подчеркивает, что форма собственности на землю не является определяющим фактором для экономической эффективности сельского хозяйства.
   Более значим для развития сельского хозяйства и становления того же фермерства Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации", который также подписан президентом. Сейчас в России насчитывается свыше 21 тыс. различных сельскохозяйственных кооперативных формирований, которые охватывают не только сферу производства. И что особенно важно, активно идет процесс создания кооперативов по кредитованию как сельских товаропроизводителей, так и владельцев личных подсобных хозяйств, а также по оказанию им технических и снабсбытовых услуг.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам "Независимой газеты"