27.08.2008 Без регламента REACH российских экспортеров не пустят на рынок Евросоюза C 1 июня 2008 г. вступил в силу новый регламент по химическим веществам REACH № 1907/2006, обязательный для всех государств-участников Европейского союза. Он касается не только европейских производителей и импортеров химической продукции, но и российских производителей, продвигающих свою продукцию на мировые рынки. Однако многие экспортеры, особенно предприятия малого и среднего бизнеса, до сих пор не располагают даже базовыми знаниями о системе REACH. А между тем невыполнение законодательства ЕС об обороте химических веществ может привести к приостановке или полной остановке экспортных поставок российских предприятий. ТПП РФ обращает внимание российских экспортеров на то, что в соответствии с регламентом REACH с 1 июня по 30 ноября 2008 года в странах-членах ЕС проводится предварительная регистрация химических веществ. Участие в предварительной регистрации позволит предприятиям воспользоваться продленными сроками регистрации химических веществ до 2010 года. Ответственность за регистрацию возложена на каждое отдельное предприятие. Процедура регистрации зависит от состава выпускаемой продукции и объемов содержания в ней конкретных химических веществ. Органы государственной власти не являются участниками системы REACH. Согласно новому регламенту, производители, импортеры и последующие пользователи несут ответственность за то, что вещества, которые они производят, размещают на рынках или используют, не оказывают отрицательного воздействия на здоровье человека или окружающую среду. Говоря юридическим языком, введение REACH означает смещение бремени доказательств с государства на производителя. Если раньше органы власти в Евросоюзе должны были доказывать, что производимое на предприятии вещество является опасным, то теперь предприятия должны сами доказать, что производимые ими вещества, смеси и изделия, которые их содержат, безопасны для последующего изготовления и использования. Требования REACH касаются всей продукции, поставляемой в страны ЕС, за исключением той, по которой жесткие требования по безопасности были регламентированы ранее специальными директивами, — продукция пищевой промышленности, медицинские препараты, радиоактивные материалы и некоторые другие товары. Вся остальная продукция должна быть занесена в регистрационную базу Европейского химического агентства (ЕХА). Паспорт безопасности, в соответствии с требованиями REACH, должен быть предоставлен в течение 45 дней по запросу любого европейского потребителя: «зеленых», конкурентов, случайного прохожего — на вещества, содержащиеся в любом товаре, даже в том, на который формально регистрации не требовалось. Поэтому, как считает президент Всероссийской организации качества (ВОК), главный редактор журнала «Стандарты и качество» Геннадий Воронин, «каждый российский экспортер в страны ЕС, что бы он ни производил, должен иметь перед собой регламент REACH в качестве настольной книги, чтобы, с одной стороны, найти ответы на вопросы по поставкам товаров в Евросоюз, с другой — в кратчайшие сроки освоить правила составления таких документов, как паспорт безопасности, отчет по химической безопасности, техническое досье и т.д.». Г.Воронин сообщил, что в ВОК выполнен качественный перевод регламента на русский язык. Теперь не только организации, входящие в ВОК, но и любое предприятие может приобрести перевод регламента REACH. Кроме того, поскольку средним и малым экспортерам одним не потянуть содержание специального представителя в Евросоюзе, ВОК создает консорциум, который будет работать в ЕС, проводить предварительную регистрацию, а затем последующие регистрации в Европейском химическом агентстве. По его словам, в этом случае затраты предпринимателей уменьшатся как минимум в пять—десять раз по сравнению с тем, если действовать в одиночку. Кроме того, разделение затрат позволит привлечь для работы с ЕХА консалтинговые компании с мировым именем, ведь нельзя допустить сбоя в экспорте товаров из-за бюрократических проволочек и юридических казусов, неизбежных при внедрении нового механизма поставок. Согласно REACH, осуществить процедуру регистрации импортируемой продукции могут либо импортер, либо специальный представитель. Довериться импортеру можно, если не считать того, что он, во-первых, все равно попросит денег за регистрацию, а во-вторых, будет обладателем регистрационного номера на продукцию, т.е. исключительного права на ее импорт в ЕС. Рано или поздно, но он начнет диктовать свои условия. Специальный представитель —собственный представитель предприятия-экспортера в Евросоюзе. Специальным представителем вы можете назначить юридическое или физическое лицо, зарегистрированное на территории ЕС. Согласно ст. 8 REACH спецпредставитель обязан: иметь достаточное образование и опыт в области практического обращения с веществами, предоставлять и обновлять информацию по объемам веществ, экспортированных и проданных покупателям в ЕС, а также передавать информацию о веществе по цепи поставки, собирать и хранить всю информацию в соответствии с правилами REACH в течение десяти лет, в том числе паспорт безопасности, и представлять ее по запросу в страны, где он зарегистрирован, и в ЕХА. Под регистрацией понимается сбор предприятием полной информации о веществе, оценка рисков работы с веществом и представление такой информации в ЕХА. Подготовку к регистрации осуществляет производитель или импортер вещества в сотрудничестве с другими производителями или импортерами того же вещества, в том числе из разных стран. При этом каждый из них проходит регистрацию и получает собственный регистрационный номер. Все вещества регистрируются в создаваемой ЕХА базе данных, в процессе ее обработки агентство принимает решение о необходимости проведения дополнительных тестов на безопасность регистрируемой продукции. Сумма сборов за регистрацию одного вещества относительно невелика — от 1200 до 24000 евро, в зависимости от поставляемого тоннажа. В Минэкономразвития РФ уточняют, что с новыми правилами REACH можно ознакомиться на сайте ЕХА, туда же можно обратиться за консультацией по возникающим вопросам. Если ЕХА не отвечает, тогда можно обратиться в Департамент торговых переговоров Минэкономразвития России. Аналогичные услуги оказывают и консультационные центры по REACH - так называемые доски помощи, которые открылись в 27 странах-членах ЕС. Если предприниматель решил, что ему необходима регистрация, в Минэкономразвития советуют начать с предварительной регистрации. Это процедура несложная. Надо скачать из Интернета программу, затем в электронном виде заполнить несколько полей. Сделать это необходимо для того, чтобы впоследствии можно было воспользоваться большим переходным периодом, который составляет до 10 лет. Кроме того, предварительная регистрация дает право с 1 января 2009 года продолжать поставки параллельно с формированием досье на химические вещества. Предварительная регистрации - это шанс всем производителям удлинить для себя сроки предоставления регистрационного досье на те вещества, которые уже находятся в обороте. Действия у опоздавших сильно меняются: вначале предоставьте регистрационное досье в ЕХА, а потом спустя 3 недели осуществляйте поставки. Фактом прохождения предварительной регистрации является присвоение ЕХА регистрационного номера, который приходит автоматически в ответ на нотификацию. Причем предварительная регистрация предусматривается только в электронном виде - никакими другими способами она невозможна. О получении регистрационного номера впоследствии необходимо будет уведомить потребителей своей продукции в ЕС. «Это очень серьезно, потому что многие импортеры уже сейчас составляют портфель своих договоров на предстоящий период. Они делают у себя пометки, согласен ли этот экспортер из третьей страны принять участие в REACH, и если нет, то напротив этого поставщика ставится красный флажок - это опасность. А это значит, что деловые отношения с этим экспортером, скорее всего, будут свернуты. Над теми, кто сейчас поставляет продукцию, но проявляет пассивность, нависает дамоклов меч разрывов контрактов», - предупреждают в Минэкономразвития. Более подробную информацию о системе REACH можно получить на сайте. ИА "Альянс Медиа" |