30.08.2005  Республика Казахстан: пойдут ли "налоговые каникулы" на пользу малому бизнесу?

   В Казахстане в последние годы сложилась благоприятная макроэкономическая ситуация. ВВП страны растет в среднем на 9-10% в год. Высокие мировые цены на нефть обеспечивают профицит государственного бюджета. Сложившиеся условия дают возможность поддержать отечественный малый и средний бизнес. Причем именно тот, который работает в реальном секторе, экономики.
   «Именно поэтому мы предлагаем освободить субъекты МСБ, занятые в производственном секторе, от двух видов налогов, которые являются для них основной налоговой нагрузкой», - говорит Аблай Мырзахметов, президент Союза торгово-промышленных палат РК. Это корпоративный подоходный налог, так называемый налог на прибыль (30% от прибыли) и социальный налог (21% от фонда оплаты труда). Временная отмена выплаты этих налогов сможет дать импульс для реинвестирования сэкономленных средств в новые производства или расширение уже существующих хозяйств.
   Причем льготы должны затронуть также и вновь создаваемые субъекты МСБ.
   Сумма экономии для предпринимателей может составить около 10 млрд тенге в год. В данном случае бюджет потеряет меньше 1% своих поступлений. При этом нет стратегических расхождений с задачами правительства и Союза предпринимателей. Цель у всех одна - развитие несырьевого сектора экономики, малого и среднего предпринимательства. К тому же, если посмотреть, в каком объеме оплачиваются налоги субъектами МСБ, то порядка 60% зарегистрированных плательщиков корпоративного подоходного налога показывают убытки, отметил президент Союза торгово-промышленных палат.
   Очевидно, что сегодня бюджет формирует сырьевой сектор. И на этом фоне освобождение малого и среднего бизнеса производственного сектора не повлияет на наполняемость бюджета. В прошлом году МСБ заплатил 78 млрд тенге корпоративного налога. Из них доля производственного сектора составляет лишь 3 млрд тенге. Основной плательщик данного налога - торговля и другие секторы (30%).
   Шестилетний срок "налоговых каникул" обусловлен временной фазой создания, развития и выхода на рынок современного высокотехнологичного производства, на которую, как показывает практика, уходит 5-7 лет. Предлагая конкретный срок "налоговых каникул", специалисты изучали исследования Мирового банка и крупных международных институтов, занятых анализом нефтяного сектора. Их прогнозы говорят о том, что в ближайшие 10-15 лет нет никаких факторов, которые бы привели к снижению потребления, а, следовательно, и добычи нефти.
   
   Кайрат Келимбетов, министр экономики и бюджетного планирования РК, сообщил: «Мы провели тщательный анализ действующего комплекса льгот и "налоговых каникул" и сделали выбор не в пользу последних». Одна из главных причин такого выбора прозвучала в послании президента народу Казахстана - создать конкурентоспособное на мировом рынке производство. Названы и методы: модернизация, увеличение добавленной стоимости, реализация ресурсного потенциала. Всевозможные каникулы тому помеха. Если они будут приняты и для отдельных предприятий, то налоговая система станет нерациональной, во много раз усложнится налоговое администрирование, могут быть искажены цены и оптимальное распределение ресурсов.
   Предоставление предлагаемых "налоговых каникул" для предприятий малого и среднего бизнеса негативно повлияет на повышение конкурентоспособности предприятия, тем более перед вступлением в ВТО.
   Предлагая освобождение на шесть лет от налогов для малого и среднего бизнеса, осуществляющего деятельность только в производственной сфере, кроме подакцизных товаров, следует иметь в виду, что подобная дифференциация усложняет налоговое администрирование. Классификация предприятий требует критериев отнесения бизнеса к малому и среднему, которые в условиях освобождения станут стимулом для уклонения от налогообложения (сокрытие реального размера активов, дохода) и, как следствие, развития «теневой» экономики и коррупции.
   Кроме того, снижение налогов не приведет к повышению бизнес-активности. Качество бизнес-среды определяет не только уровень налоговой нагрузки, но также состояние государственного администрирования (включая налоговое), судебной системы, инфраструктуры, наличие квалифицированных кадров, политических и законодательных рисков, доступность и размер рынков для реализации, доступность и качество сырья, необходимых материалов.
   Международные эксперты выделили следующие негативные стороны "налоговых каникул": для высокорентабельной фирмы неоплата налогов приносит выгоду немедленно. Для нерентабельной фирмы выгода сомнительна, поскольку она и так не должна платить налогов.
   Основной недостаток "налоговых каникул" состоит в том, что они подвергают эрозии базу налогообложения, это серьезнее, чем просто потери доходов бюджета.
   Выход – принятие комплексных мер по улучшению бизнес-климата, в том числе налогового администрирования, в развитии инфраструктуры, увеличении производительности труда.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам журнала "Эксперт-Казахстан"