16.06.2005  Каким должно быть законодательное обеспечение инновационного прорыва

   В среду, 15 июня, в рамках заседания Совета торгово-промышленных палат прошел круглый стол на тему «Роль торгово-промышленных палат, объединений предпринимателей в развитии инновационной деятельности». Выступившая в ходе заседания член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева рассказала о готовящемся сейчас пакете законов по инновационной деятельности. Часть из этих законопроектов разрабатывает Министерство науки и образования, часть – группа депутатов Государственной думы совместно с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и Российским фондом технологического развития.
   По словам О.Дмитриевой, прежде всего необходимо разработать пакет законов об интеллектуальной собственности. Эти законы следует разрабатывать с учетом того, что российская инновационная продукция в силу особенностей экономики РФ будет в основном востребована не на внутреннем, а на внешнем рынке. В связи с этим прежде всего необходимо разработать закон о технологических инновациях, в котором будут четко определены различные формы сотрудничества между научными учреждениями, бизнесом и государством. Этот закон станет рамочным для прочих специальных законов по интеллектуальной собственности, отметила О.Дмитриева. Кроме того, необходимо разработать закон о трансфере технологий, в котором следует определить права всех разработчиков инноваций и условия передачи технологий; там также должны быть прописаны особенности регулирования международного трансфера технологий.
   Как сообщила депутат ГД, необходимо внести изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы. Так, до сих пор существуют проблемы с перечислением средств в фонды поддержки научно-исследовательских работ. Нужно добиться того, чтобы эти перечисления не облагались налогом на прибыль, уверена О.Дмитриева. Кроме того, необходимо внести изменения в НК РФ по налогу на добавленную стоимость, чтобы освобождение от НДС все расходы при передаче интеллектуальной собственности, а также предприятия, ведущие инновационную деятельность. Она считает, что возможно расширение льгот по налогу на прибыль для инновационных предприятий, а также следует восстановить инвестиционную льготу для инновационных и наукоемких предприятий. Важно освободить от налога на имущество инновационные организации и предприятия, выпускающие наукоемкую продукцию, в части имущества, которое используется для выпуска этой продукции. В результате будет сохранена льгота для научных организаций, которая должна исчезнуть полностью с 2007 года, и расширена льгота для организаций, которые занимаются производством наукоемкой продукции. Аналогичные льготы должны действовать и по земельному налогу, считает О.Дмитриева.
   По ее словам, изменения в Бюджетный кодекс должны четко определить юридический статус государственных фондов поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Сейчас они не являются чисто бюджетными учреждениями, в связи с чем у них возникают проблемы с получением бюджетных средств. Также в Бюджетном кодексе должны быть оговорены формы финансовой поддержки для научных организаций и предприятий, которые заняты технологическими инновациями, а также возможность получения грантов, различных стипендий, бюджетных премий и проч.
   О.Дмитриева считает, что инновационное развитие России невозможно без реформирования образования, подготовки грамотных кадров. В связи с этим, полагает она, необходимо внесение изменений в закон об образовании с фиксацией в нем форм поддержки талантливых студентов. Также необходимо внести изменения в закон о высшем и послевузовском образовании, предусматривающие возможность создания при вузах инновационных фирм, которые будут использовать вузовские инновационные разработки, а также систему льгот по налогообложению и аренде для таких вузов и предприятий.
   О.Дмитриева отметила, что все эти законодательные предложения должны получить экспертную оценку субъектов рынка, а лучше, чтобы сами предприниматели сформулировали свои потребности по изменению законодательства в области инновационного и наукоемкого бизнеса. «Если принимать законы без учета интересов субъектов рынка, их эффективность будет низкой», - уверена депутат.
   Говоря о проблемах, которые могут возникнуть при вступлении России в ВТО, О.Дмитриева пояснила, что проблемы с защитой интеллектуальной собственности возникнут непременно. Это связано с тем, что в настоящее время вопросы защиты российских инноваций на международном рынке при переговорах о вступлении России в ВТО не обсуждаются. Таким образом, если в России произойдет "инновационный прорыв", российские инновации окажутся незащищенными.
   Ректор Российского государственного института интеллектуальной собственности Иван Близнец в своем выступлении отметил, что в России сейчас создана законодательная база, которая позволяет решать вопросы защиты интеллектуальной собственности как внутри страны, так и за рубежом. Проблемы, в основном, связаны с правоохранительной практикой уже существующих законов. Кроме того, он сообщил, что в России практически отсутствует законодательное обеспечение инновационной деятельности. Он уверен, что должна быть создана единая инновационная стратегия на федеральном, региональном и местном уровнях. Выстраивание этой стратегии возможно благодаря внесению изменений в Налоговой и Бюджетный кодексы, считает И.Близнец.
   По его словам, прежде всего необходимо правовое регулирование взаимоотношений между участниками инновационной деятельности, а также между органами государственной власти. Должна быть четкая государственная поддержка и финансирование инновационной деятельности со стороны государства. Наиболее важно расширение государственной поддержки инновационной деятельности, помимо прямого финансирования инновационных программ и проектов. Так, законодательно должно быть закреплено финансирование патентования за рубежом изобретений, используемых в экспортируемой промышленной продукции РФ. «Сегодня российские патенты не работают на рынке, а сами изобретатели не в состоянии самостоятельно запатентовать свои разработки за рубежом, так как это очень дорого, поэтому необходима поддержка государств», - подчеркнул И.Близнец.
   По его словам, необходимо решить проблему установления для активных инновационных предприятий льгот по налогообложению, хотя бы на период освоения нового производства, внедрения новых технологий, особенно для малого и среднего бизнеса.
   Президент ТПП Оренбургской области Виктор Сытежев считает, что на областном уровне невозможно решить проблемы законодательного обеспечения инновационной деятельности, пока все эти проблемы не будут решены в федеральном законодательстве. По его словам, в России вообще мало инновационных проектов, которые можно было бы коммерциализировать. В связи с этим необходимо развивать менеджмент в инновационной сфере, считает В.Сытежев. Также он отметил, что если государство не будет развивать инфраструктуру поддержки инновационной деятельности, не получат развития и сами инновационные разработки. «Нужна государственная инновационная политика, которая должна быть в рамках промышленной политики», - подчеркнул президент оренбургской ТПП.
   Исполнительный директор ТПП Нижегородской области Дмитрий Краснов высказал предложение, чтобы все инновационные предприятия были освобождены от налогов.
   По итогам работы круглого стола Правительству РФ рекомендовано разработать федеральную целевую программу по развитию инновационного сектора экономики России, а также подготовить концепцию реформирования законодательства РФ с целью стимулирования инновационной деятельности. В рамках этой концепции необходимо разработать проекты федеральных законов «О развитии рискового инвестирования и кредитования», «О фондах поддержки науки и инноваций», «О передаче технологий», «О научно-технической информации», «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации с целью стимулирования инновационной деятельности и внедрения в производство наукоемких технологий», «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ, направленных на стимулирование инновационной деятельности», «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
   ИА "Альянс Медиа"