14.01.2010 Е.Примаков: необходимо втягивать бизнес в инновационный процесс Каковы главные уроки кризиса? Какой должна быть модернизация в России? Президент ТПП РФ Евгений Примаков с предельной ясностью ответил на эти актуальные вопросы российской экономики на прошедшем 13 января заседании «Меркурий-клуба». По словам Е. Примакова, мировой экономический кризис не только высветил ряд российских проблем в области экономики и политики, но и поставил страну перед выбором: либо перейти на новую экономическую модель, к чему призывает лозунг модернизации, либо стремиться сохранить относительное благополучие в экономической и социальной сферах, которое обеспечивало превращение страны в «энергетическую сверхдержаву». Президент ТПП РФ подробно рассмотрел оценки и прогнозы, которые ранее делались в нашей стране, но так и не были подтверждены развитием ситуации в кризисный 2009 год. Он считает, что их рассмотрение необходимо для продуманной линии в отношении будущего России. В начале мирового финансового кризиса прогнозировалось, что Россия останется островом стабильности. Этого не произошло. Была недооценена, в частности, глубина интеграции России в мировую экономику, и переоценено значение мер, предпринятых в докризисный период для защиты экономики в случае обвала нефтяных цен. Второй, не выдержавший соприкосновения с жизнью вывод, заключается в том, что причина кризиса в России лежит исключительно вне нашей страны. «Кризис пришел к нам извне, но глубину в России он получил в результате именно наших особенностей. Мы вошли в кризис с рядом дисбалансов. У нас 40% ВВП создается за счет экспорта сырья, поэтому кризис больнейшим образом ударил по России», - отметил Е. Примаков. Кроме того, по его словам, сверхдоходы, полученные до кризиса за счет высоких цен на нефть, не использовались в целях развития и диверсификации экономики. Результатом стала неразвитость банковской системы. «В России так и не образовалась система долгосрочного кредитования. Наших предпринимателей практически выталкивали за рубеж для получения «длинных» денег – долгосрочных кредитов. Положение усугубилось тем, что крупные российские компании, получившие за рубежом «длинные деньги», не стали активными партнерами правительства в погашении своих долгов. Не стали партнерами и крупные коммерческие банки. Таким образом, кризис высветил нерешенность проблемы создания в России внутренней системы финансирования экономики», - констатировал глава ТПП РФ. Ошибочным, считает Е. Примаков, является и утверждение, что мировой финансовый кризис означает начало конца капитализма, рыночной ориентации экономики. Связано оно с тем, что сегодня многие страны выходят из кризиса, применяя методы, далеко не свойственные либеральному капитализму. «На определенных этапах капитализм не только допускает государственное вмешательство, но не может развиваться без этого. Участие государства в экономической жизни не ограничивается тем, что оно является собственником предприятия; это лишь одна сторона вмешательства государства в экономику. Другая заключается в том, что государство наряду с рынком выступает как регулятор процесса. В отдельные периоды роль государственного регулирования экономики возрастает. На нынешнем этапе особое значение приобретает противодействие сращиванию чиновничества всех мастей с бизнесом, на что у нас пока обращается значительно меньше внимания, чем необходимо. А без разрыва связки чиновничества с бизнесом невозможна серьезная борьба с коррупцией», - утверждает Е. Примаков. Ещё один несостоятельный вывод заключается в том, что доллар абсолютно исчерпал себя как резервная валюта. Неосуществимы на близлежащий период и прогнозы превращения в резервную валюту рубля. Кризис показал лишь, что будет расти роль региональных и национальных валют. Однако, по словам главы ТПП РФ, думать о том, что рубль станет резервной валютой в ближайшее время – неосуществимая мечта. Е. Примаков подчеркнул, что экономический кризис заставил Россию задуматься над проблемой модернизации. «В силу сложившихся обстоятельств первостепенное значение для России приобретает модернизация экономики. Этот вывод принципиален. Призывы к тому, что вначале нужно модернизировать госструктуры и лишь потом приступать к модернизации экономики, контрпродуктивны», - считает он. Е. Примаков уверен, что за призывом к модернизации экономики стоит решение двуединой задачи: перевода экономики на инновационные рельсы и изменения ее структуры. Что может помешать успешному продвижению России к новой экономической модели? По словам главы ТПП РФ, такой помехой является инерционное мышление весьма влиятельных кругов, уповающих на возвращение на докризисный уровень сырьевых цен. Подобный подход объективно ведет к превращению России в сырьевой придаток мировых держав, не только «традиционных», но и таких, как Китай. Последствия этого для России пагубны – и в экономической, и в социальной, и в политической областях. В то же время, ориентир на новую экономическую модель не должен предполагать разворот спиной к сырьевым компаниям. «Мы еще очень долго будем зависеть от выплачиваемых ими налогов и других взносов, пополняющих бюджет. Поэтому сырьевой сектор должен занять достойное место и в новой экономической модели», - пояснил Е. Примаков. При этом важно не забывать о внедрении энергосберегающих технологий. «Без повышения энергоэффективности в производстве невыполнима задача достижения конкурентоспособности нашей экономики. Конечно, большое значение имеет сбрежение электроэнергии за счет новых электролампочек, но оно мизерно по сравнению с потерями в промышленности», - не без иронии отметил Е. Примаков. В то же время он считает неправильным представлять все проделанное в российской экономике до сегодняшнего дня только в негативном плане. По его словам, недостатки были, но и сделано в целом немало. Е. Примаков особо подчеркнул, что в оценках антикризисных мер невозможно абстрагироваться от объективных трудностей и противоречий. Например, вполне понятно стремление и президента, и руководителя правительства сделать все, чтобы сохранить социальную направленность экономической политики. На практике это требует не допустить банкротства целого ряда неэффективных предприятий, что противоречит интересам экономического прогресса. Однако социальная направленность антикризисных мер продиктована бедностью значительной части российского населения. По этой причине вдвойне невозможен отход от социальной ориентации антикризисных мер, которым некоторые экономисты противопоставляют правильный по сути, но неприемлемый в российских условиях отказ от поддержки правительством ряда экономически несостоятельных предприятий, особенно в моногородах. Что может стимулировать бизнес работать в инновационном режиме? Этот вопрос Е. Примаков считает главным в построении новой модели российской экономики. «Если в развитых странах бизнес принуждает к этому конкуренция, то в России все зависит от того, почувствует ли предприниматель, что его прибыль непосредственно связана с постоянным совершенствованием производства в технико-технологическом плане. Такого чувства не вызывало докризисное положение дел в российской экономике, где погоду делали крупные сырьевые компании», - подчеркнул глава ТПП РФ. Он считает, что переход на путь инновационной экономики возможен в России прежде всего при опоре на средние и малые предприятия. В то же время нужна многосторонняя поддержка военно-промышленного комплекса, что превратит его в один из важных рычагов инновационного развития всей экономики, поскольку ВПК вобрал в себя наибольшую часть научно-технического потенциала страны. Технико-технологические достижения ВПК должны стать доступными для гражданского производства. Е. Примаков особо подчеркнул, что при отсутствии в стране должного уровня конкуренции, подталкивающей предпринимателя к инновациям, резко возрастает роль государства как стимулятора научно-технического прогресса. Одним из наиболее эффективных механизмов стимулирования инновационных предприятий является дифференцированное снижение налогов, предоставление налоговых каникул, субсидирование процентных ставок на кредиты, используемые для приобретения новых технологий, патентов, лицензий и современного оборудования. Несмотря на то, что в условиях кризиса такие решения принимаются сложно, делать это необходимо. Одновременно необходимо предусмотреть меры по усилению государственного и общественного контроля за целевым характером и эффективностью преференций, предоставляемых инновационным компаниям. Особое значение, по мнению Е. Примакова, имеет поддержка производителей, приобретающих новые технологии. По данным ТПП РФ, только 8% российских предприятий заинтересованы в закупке лицензий и патентов. При этом 70% от общего числа российских компаний предпочитают прочим видам инноваций лишь закупку оборудования и машин. «Следует втягивать в организацию инновационного движения и сам бизнес. Торгово-промышленная палата России, например, предложила принять федеральный закон, который обязывал бы все компании направлять определенный процент от доходов в общенациональный Фонд модернизации и технологического развития страны. Причем, что очень важно, сумма отчислений в этот фонд уменьшалась бы в зависимости от размера средств, которые компания тратит на инновационные решения своих проблем, включая расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы», - подчеркнул президент ТПП РФ. Он убежден, что следует более активно использовать российский интеллектуальный потенциал. Принятие закона, разрешающего вузам создавать коммерческие структуры, может серьезно способствовать развитию венчурного предпринимательства в России. Но для этого следует разработать целый ряд нормативных актов. Е. Примаков отметил, что широкую поддержку в стране имеет тезис, что модернизация экономики невозможна вне процесса демократизации общества. Сегодня многие, и не без оснований, критикуют российское правосудие за то, что часто экономическая деятельность у нас искусственно криминализируется. Он считает, что нельзя допускать искусственную криминализацию экономики. Противопоказано также ослаблять внимание к ее реальной криминализации, когда наиболее опасными проявлениями являются коррупционное «обслуживание» экономики чиновничеством, а также преступные действия самих предпринимателей: рейдерство, производство контрафактной и фальсифицированной продукции, уход от уплаты налогов, монополизация рынков. По его мнению, успех модернизации экономики в России во многом завиcит от создания такой партийно-политической системы, которая помогала бы властям избегать ошибочных решений. Характерная черта такой системы – партийный плюрализм. Его нормальному развитию в России сегодня препятствуют два обстоятельства: жесткий контроль сверху, направляющий процессы партийного строительства, и административный ресурс, которым в несравнимо большей степени, чем другие партии, пользуется сегодня самая сильная из них – «Единая Россия». Е. Примаков пояснил, что «маятник» попеременного нахождения у власти двух основных партийно-политических сил создает своеобразный механизм развития европейских стран, помогая избегать вредных крайностей. Когда к власти приходят левоцентристские партии, начинают расти налоги, так как возрастают затраты на социальные нужды. Когда же приходят консерваторы, налоги снижаются, что способствует экономическому росту. «Идеологическая всеядность «Единой России», провозгласившей «российский косерватизм», на практике исключает партийный плюрализм в том понимании, которое он имеет в Великобритании, Франции и других европейских станах», - заключил Е. Примаков. ИА "Альянс Медиа" |