03.10.2003  Новосибирская область: наблюдается бурный рост профессиональных объединений предпринимателей

   В последнее время в Новосибирской области наблюдается бурный рост профессиональных объединений предпринимателей - перевозчиков, хлебопеков, текстильных предприятий, оценщиков, страховщиков.
   Выполняя важную функцию структурирования бизнеса, они внедряют цивилизованные механизмы самоконтроля и саморегуляции, налаживают конструктивное взаимодействие с региональной властью. Однако процесс этот вряд ли можно назвать стихийной самоорганизацией бизнеса. Тут дело в другом - в изменении самих условий ведения предпринимательской деятельности в регионе.
   По оценкам отечественных и зарубежных экспертов, Новосибирская область за последние 3 года выдвинулась на одно из первых мест в списке российских регионов с наиболее благоприятным климатом для успешного развития и ведения бизнеса. По базовым показателям наша область приблизилась к таким субъектам Федерации, как Москва, Санкт-Петербург и Нижний Новгород, где региональные власти традиционно ведут протекционистскую политику в отношении предпринимательства.
   Если в целом по стране за последние годы отмечается некоторое сокращение числа малых предприятий, то в Новосибирской области с 1999 по 2003 г. их рост составил 24%. И это на фоне общероссийской отрицательной динамики данного показателя.
   Конечно, абсолютный рост числа малых предприятий в нашем регионе, хоть и приятное, но еще не достаточное свидетельство кардинальных сдвигов, произошедших за последние 3 года. Поэтому особый интерес представляют качественные изменения в сфере организации и ведения предпринимательской деятельности.
   По опросам, проведенным в 1999 г., первое место в списке проблем, волнующих новосибирских предпринимателей, занимали налоги и механизм их взимания. Второе место - недоступность кредитных ресурсов.
   Сегодня обе эти проблемы отступили на 4-е и 5-е места. Переход к упрощенной системе налогообложения и к уплате единого налога на вмененный доход в значительной степени разрядили обстановку. Во-первых, существенно сократился документооборот, а во-вторых, эти специальные налоговые режимы позволили предпринимателям частично выйти из "тени". Убедительным свидетельством тому является 3-кратный (с 1999 г.) рост собираемого подоходного налога в Новосибирской области.
   Разумеется, это не значит, что удалось снять все проблемы, связанные с налогообложением. Кто-то правильно однажды сказал: налоги никогда не будут чересчур большими для бюджета и чересчур маленькими для бизнеса. Однако администрация Виктора Толоконского за почти четыре года своей работы продемонстрировала готовность к конструктивному диалогу с представителями самых широких предпринимательских структур. Результатом этого стало, с одной стороны, увеличение налоговой базы и повышение прозрачности бизнеса, а с другой - создание благоприятных условий для его развития.
   Одна из самых острых проблем, стоящая три года назад, - доступность кредитных ресурсов для предприятий малого и среднего бизнеса - сегодня в значительной мере потеряла свою актуальность. Благодаря, в том числе, и усилиям областной администрации, - в регионе открыта и успешно работает масса филиалов крупнейших банков страны. Практически каждый из них (даже такой консервативный, как Сбербанк России) имеет собственные программы кредитования малого бизнеса. Открыт филиал специализированного КМБ-банка, предоставляющего кредиты по предельно упрощенной схеме. При поддержке обладминистрации развивается небанковский сектор кредитования через филиалы зарубежных фирм.
   Наконец, весьма активно работает и Областной фонд поддержки предпринимательства. Два года назад он разработал и внедрил программу микрокредитования малого бизнеса. Одним из принципиально новых направлений в этой программе стал механизм погашения процентной ставки по кредитам. Опыт показал, что такая форма поддержки более продуктивна, с точки зрения интересов бюджета, нежели прямое кредитование бизнес-проектов. Благодаря внедрению инструментов косвенной поддержки, администрации области удалось в пять раз повысить эффективность использования бюджетных средств в сфере кредитования малого бизнеса!
   Примером успешного сотрудничества властей и предпринимателей может служить программа развития безналичных расчетов в области. Эта программа была предложена Координационным советом по развитию предпринимательства, который был создан по инициативе В. Толоконского и деятельностью которого он до сих пор руководит.
   В 1999 г. Новосибирск серьезно отставал в этом направлении даже по сравнению с некоторыми регионами, входящими в Сибирский федеральный округ (например, с Красноярским краем). В области было всего 10 тыс. пластиковых карт и совершенно неразвитая терминальная сеть. Сегодня число расчетных карт превысило 350 тыс., а Новосибирск имеет одну из самых развитых терминальных сетей не только в СФО, но и в стране.
   Вообще по уровню и динамике развития инфраструктуры бизнеса Новосибирск сегодня опережает соседние регионы, подтверждая тем самым свой столичный статус. Развитая сеть банков, страховых компаний, консалтинговых, аудитор- ских, оценочных, риэлтерских фирм, рекламных агентств позволяет предпринимателю чувствовать себя в области достаточно комфортно.
   Одним из первых мероприятий администрации В. Толоконского стало восстановление работы Новосибирской торгово-промышленной палаты. Ее деятельность благодаря некомпетентному руководству оказалась практически парализована в середине 90-х годов. Теперь ситуация изменилась, и этот наиболее развитый международный элемент инфраструктуры бизнеса доступен всем новосибирским предпринимателям.
   По мере того как отступают на второй план такие вопросы, как система налогообложения и кредитование малого бизнеса, вперед выдвигаются новые. По исследованиям, проведенным в 2002-2003 гг., сегодня предпринимателей в Новосибирской области больше всего заботит проблема так называемых административных барьеров. Разветвленный и многоликий аппарат чиновников живет своей собственной жизнью, зачастую саботируя и "спуская на тормозах" политические решения избранных представителей власти. Преодолеть сопротивление бюрократического аппарата оказывается чрезвычайно трудно. Здесь-то и помогает сотрудничество с общественными организациями предпринимателей в рамках координационных советов.
   Примером нестандартного решения одной из самых забюрократизированных проблем - вывода помещений из жилого фонда - может служить порядок, утвержденный В. Толоконским. Наслушавшись жалоб со стороны предпринимателей на невозможность согласовать этот вопрос, губернатор вынужден теперь, в обход всех муниципальных чиновников, лично утверждать списки выводимых помещений. И хотя такая практика у кого-то может вызвать улыбку, сами предприниматели довольны. Ведь при том дефиците офисных помещений, который сегодня есть в Новосибирске, это, пожалуй, единственный путь быстрого решения проблемы.
   Еще один важный и очевидный для всех шаг в развитии инфраструктуры бизнеса был сделан за последние годы. Речь идет об открытии в Новосибирске целого ряда иностранных торговых и общественных представительств. Благодаря их присутствию в Новосибирске предприниматель, не выезжая за его пределы, может установить прямой контакт с интересующими его партнерами в Европе, Азии, в странах СНГ.
   Подводя итог всему сказанному, следует отметить, что за последние годы произошел определенный перелом во взаимоотношениях власти и бизнеса в Новосибирской области. Отчужденность уступила место диалогу и сотрудничеству в решении актуальных проблем. Это повлекло за собой рост доверия предпринимателей к власти, а также очень существенный пересмотр приоритетов и целей предпринимательской деятельности. В то время, как в целом ряде регионов страны прекратился рост инвестиций в сфере малого бизнеса, в Новосибирской области с 1999 по 2003 г. этот рост составил 360%! Думается, что немалую роль в этом сыграл и фактор субъективный.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам "Эпиграфа" (Новосибирск)