27.05.2009 Успех кредитования малого бизнеса зависит от инициативности на местах 26 мая в рамках IX Всероссийской конференции представителей малых и средних предприятий «Малый и средний бизнес как важнейший фактор обеспечения социальной стабильности и экономического развития в кризисных условиях» прошло секционное заседание на тему «Финансово-кредитные ресурсы для МСП в кризисных условиях: инновационные подходы и возможности их реализации». Заместитель председателя правления ОАО «Российский банк развития» Надежда Мартынова рассказала о программе банка, направленной на оказание финансовой поддержки и развитие малого бизнеса. По ее словам, сегодня РосБР в вопросах финансовой поддержки МБ сотрудничает со 100 региональными банками. В 2009 году принят новый порядок осуществления финансовой поддержки малых предприятий с учетом изменившихся потребностей субъектов малого предпринимательства. Кроме того, в программе РосБР предусмотрены новые направления и формы поддержки МСП: региональная политика, развитие механизма рефинансирования кредитных портфелей региональных банков, финансирование организаций инфраструктуры поддержки малых предприятий, микрофинансирование, стандартизация банковских продуктов и технологий, информационная поддержка малых предприятий. Н. Мартынова заверила, что регионам будет выделено 30 млрд рублей. Причем финансовую помощь получат все субъекты РФ, а ее объем с учетом социальной напряженности и объемов кредитования МБ в каждом отдельном регионе составит от 100 до 800 млн рублей. По словам Н. Мартыновой, РосБР работает в регионах с теми банками, которые предоставляют субъектам малого и среднего предпринимательства наиболее комфортные условия по кредитам. Она рассказала также, что в 2009 году РосБР приступил к финансированию организаций инфраструктуры – в первую очередь микрофинансовых организаций. Микрофинансовые организации предоставляют небольшие кредиты, которые для банков нерентабельны. Еще одно важное направление РосБР – стандартизация деятельности микрофинансовых организаций. Поскольку лизинговые компании также относятся к организациям инфраструктуры, РосБР считает поддержку лизинга перспективным направлением, ведь он очень востребован в России. Кроме того, с текущего года банк активно развивает такое направление, как финансовая поддержка бизнес-инкубаторов. Н. Мартынова особо подчеркнула, что специалисты банка придерживаются политики комплексной поддержки малого бизнеса по всем направлениям деятельности – от оказания консультационной помощи до создания производства и реализации товаров и услуг. По ее мнению, успех поддержки малого бизнеса во многом зависит от консолидации усилий федерального центра и власти на местах. Вице-президент Банка ВТБ 24 Надежда Карисалова подчеркнула, что сегодня успех в развитии малого бизнеса во многом зависит от продуманной политики на местах. От позиции регионов, способности выделить перспективные направления экономики, определить роль малого бизнеса в развитии прорывных для экономики направлений зависит эффективность работы программ РосБР и деятельность региональных банков. Президент НАУМИР, директор Российского микрофинансового центра, председатель подкомитета по микрофинансированию Комитета ТПП РФ по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса Михаил Мамута отметил, что сегодня бизнес работает в условиях снижения спроса. В наиболее выгодном положении находится микробизнес – у него меньше всего издержек и нет больших объемов накопленной продукции. Кроме того, именно микробизнес способен решить проблему безработицы в регионах. В этих условиях, по его мнению, развитие системы микрофинасирования приобретает все большее значение. По словам М. Мамуты, особенно важна роль микрофинансовых институтов в малых городах и поселениях, где филиальная банковская сеть практически не развита. Член совета директоров ЗАО «Инновационная Бизнес Группа» Марина Бречка в своем докладе подчеркнула, что в условиях кризиса нельзя делать ставку только на поддержку стартующего малого бизнеса. Не менее важно поддержать уже существующие предприятия, которые испытывают трудности с получением кредита и сбытом продукции. В этой связи очень важно формирование единой базы предпринимателей как клиентов–заемщиков. Основным пунктов такой базы должна стать деловая репутация бизнесмена. Для успеха кредитования малого бизнеса необходима не только хорошая кредитная история заемщика, но и единые, прозрачные и понятные требования оценки кредитоспособности бизнеса. М. Бречка особо подчеркнула важность создания сети региональных операторов-экспертов для консультаций и сопровождения кредитования. По ее словам, это связано с тем, что финансовая грамотность малых предпринимателей пока не на высоте, а это значит, что им не удается вести с банковскими служащими диалог на одном языке. ИА "Альянс Медиа" |