30.01.2008 Сибирь - привлекательный регион для немецкого бизнеса Минувший год был официально объявлен Годом Сибири в Германии. Многим сибирским бизнесменам это дало возможность выхода на новые рынки, а регионам — дополнительную возможность привлечения иностранных инвестиций на свои территории. В последнее время немецкие инвестиции в Россию стали более объемными и долгосрочными, а Сибирь, несмотря на инфраструктурные и прочие проблемы, становится привлекательнее для иностранных инвесторов. Поэтому перспективы взаимодействия делового сообщества Германии с СФО выходят за рамки официального Года Сибири, заявил в интервью газете "Континет Сибирь" глава представительства немецкой экономики в РФ Михаэль Хармс. В.: Господин Хармс, ваш визит в Новосибирск — это прежде всего встречи с представителями власти: полпредом президента и губернатором. О чем шла речь? О.: Я сообщил о создании двусторонней торгово-промышленной палаты, одна из задач которой — активная работа в регионах. Господин Квашнин сказал, что есть большие резервы для нашего сотрудничества, и мы с этим полностью согласились. Я думаю, что как раз Новосибирск является тем центром, куда будет направлен тот «прыжок за Урал», который планируют сейчас многие немецкие фирмы. И мы, торгово-промышленная палата, хотим включать не просто как можно больше российских фирм, представлять их как наших членов, отстаивать их интересы, но именно усиливать работу в регионах. Для этого в том числе мы открыли бюро в Новосибирске. Что касается конкретных проектов, то мы определили четыре отрасли, где будем наиболее тесно работать, — это инфраструктурные проекты, лесопереработка, сельское хозяйство и переработка сельхозпродукции и, наконец, машиностроение — конкретно для проектов в энергетике. Мы договорились о том, что организуем встречу господина Квашнина с ведущими немецкими фирмами в Москве, а также будем поддерживать работу отраслевых союзов, которые сейчас создаются в Сибири, с отраслевыми союзами в Германии. Во втором полугодии мы намерены еще раз организовать дни сибирской экономики в Германии. В.: 2007 год был официально объявлен Годом Сибири в Германии. Как вам кажется, смогут ли события этого года (Ганноверская выставка и т. д.) улучшить климат во взаимоотношениях представителей германского и российского делового сообщества, представителей власти? О.: Это была очень правильная инициатива, потому что у Сибири действительно есть проблема имиджа и недостатка информации. Сибирь видится многим немцам как что-то далекое и не очень развитое. Мы хотели бы этот имидж улучшить и показать, что Сибирь — это не только холодные зимы и красивая природа, но и большой интеллектуальный и промышленный потенциал. Это большой рынок для Германии. Я думаю, что этот год был началом нашего сотрудничества, и прошел он успешно, поэтому продолжать сотрудничество мы будем и за рамками официально объявленного года. В.: Насколько успешным был 2007 год по экономическим показателям? И какие прогнозы на 2008-й? О.: Германия традиционно является одним из основных торговых партнеров сибирских регионов. К сожалению, у меня нет полной информации по СФО за 2007 год, но могу сказать, что за первые десять месяцев 2007 года объемы ввоза немецких товаров в регион возросли на 61,7% по сравнению с показателями предыдущего года. По России в 2007 году мы вышли на товарооборот в 60 млрд евро, это рост примерно на треть, и мы этим очень довольны. В первую очередь, конечно, увеличивается немецкий экспорт, в основном в сфере машиностроения. Думаю, что в 2008 году товарооборот увеличится также на треть — именно такая тенденция наблюдается в последние годы. А поскольку рост российского ВВП прогнозируется на уровне прошлого года, то, думаю, показатели будут примерно такими же. Инвестиции в Россию тоже очень сильно выросли. И нас особенно радует, что сюда пошли немецкие инвестиции очень долгосрочные. Примеры — покупка ТГК-4 одной из наших компаний за более чем 4 млрд евро и открытие завода Volkswagen в Калуге. Это знаковые события, которые подтверждают долгосрочный характер инвестиций и рост доверия к России. Конечно, очень хотелось бы, чтобы был такой проект в Сибири. Мы будем работать над этим. И наконец, запросы, которые поступают к нам в палату, становятся все более конкретными — это не только торговля, но и инвестиции в определенных отраслях, и все больше запросов поступает от малых предприятий. В.: Экономика Сибирского федерального округа обладает высоким потенциалом роста, но во многих регионах его реализация сопряжена с высокими рисками — административными барьерами, слабым развитием инфраструктуры, недостатком квалифицированных кадров, политической нестабильностью. Может ли это стать барьером на пути сотрудничества? О.: Что касается административных барьеров или нехватки кадров — это проблема всей России. Административные процедуры нередко тянутся слишком долго, частично они еще не очень прозрачные, но я должен сказать, что в этом плане с регионами работать бывает легче, чем с федеральным центром. Здесь административные процедуры намного быстрее, и существует прямая связь с властью. Наконец, наблюдается очень большая открытость региональных властей для такого сотрудничества, поэтому, я думаю, проблемы будут быстро решаться. Недостаток квалифицированных кадров — проблема всей российской экономики. В принципе, это позитивно — это показатель того, что экономика растет. И наша двусторонняя палата сейчас работает над распространением немецкого опыта так называемого «дуального» профессионального образования, то есть процесс обучения в профессиональных образовательных учреждениях нужно максимально связывать с реальной экономикой, производством, и адаптировать эту систему к развитию экономики. Есть много немецких фирм, которые хотели бы в этом участвовать, потому что и им уже не хватает квалифицированных кадров в России. Но главные проблемы Сибири, на мой взгляд, это все-таки недостаточно емкий внутренний рынок из-за малой численности населения и большая географическая отдаленность. Это объективные факторы, которые несколько тормозят развитие наших связей. В.: В нескольких регионах Сибири сейчас создаются особые экономические зоны: технико-внедренческого (Томская область) и туристско-рекреационного типов (Иркутская область, Алтайский край, Республика Алтай, Республика Бурятия). Представляют ли эти проекты интерес для совместного ведения бизнеса? О.: В Германии очень сильный интерес к этим проектам. Все очень хорошо продумано — интересные условия, льготы, это обязательно должно привлечь немецкий бизнес. Достаточно сказать, что план развития туристических зон в России сделала немецкая консалтинговая компания. В.: Вернемся к цели вашего визита —презентации в Сибири двусторонней Германо-Российской торгово-промышленной палаты. Ее создание — это результат реорганизации представительства немецкой экономики? Каким будет формат работы этой структуры? О.: Это было слияние двух организаций: представительства немецкой экономики в РФ, которое выполняло экономико-политические функции, и Союза немецкой экономики, который объединял в основном немецкие фирмы, работающие в РФ, — более 500 фирм. Эти две организации слились. Мы создали именно двустороннюю торгово-промышленную палату, которая, во-первых, является своего рода частно-государственным партнерством, потому что нас субсидируют немецкое правительство и министерство экономики для того, чтобы мы выполняли общие функции поддержки внешнеторговых связей. С другой стороны, мы работаем как бизнес-ассоциация, то есть представляем интересы наших членов. Мы хотим охватить большее число российских фирм, предоставлять большее количество услуг российским фирмам и сопровождать их на всем пути в Европу, в частности на немецкий рынок. Также мы хотим улучшить сервисное обслуживание немецких фирм, то есть предоставлять больший набор консалтинговых услуг, услуг по выбору площадок, подбору персонала, установлению контактов и так далее. Четвертый пункт — это все-таки работа с регионами, которую мы хотим улучшить. В.: ЧГП — очень актуальная тема для российского бизнес-сообщества. Как правило, с этим понятием связывают заключение особых соглашений между властью и бизнесом о каких-либо преференциях или просто о присутствии бизнеса на территории региона взамен на определенные социальные гарантии. Как вы оцениваете эффективность этого процесса? Есть ли в Германии подобные формы взаимодействия бизнеса и государства? О.: В Германии речь идет скорее о проектах, которые государство не хочет больше реализовывать и отдает частному бизнесу в концессионной форме. То, что в России называют социальной ответственностью бизнеса, мы называем «социально-рыночное хозяйство» — это немецкое изобретение. И у нас накоплен очень неплохой опыт социально ответственного ведения бизнеса. Я думаю, передать часть этого опыта в Россию было бы очень неплохо. Например, у нас есть интересный опыт долевого участия рабочих или сотрудников в предприятии, участие в создании собственных пенсионных систем на предприятиях и так далее — очень много социальных программ, которые берет на себя сам бизнес. Этот опыт для России мог бы быть очень полезным. ИА "Альянс Медиа" |