26.05.2008  Малый бизнес по-прежнему не получает дешевых кредитов

   Третья секция дискуссионной площадки ТПП РФ «Финансово-кредитная поддержка МСП: банковские программы кредитования МСП, развитие микрокредитования, инфраструктура и законодательство», состоявшаяся 26 мая в рамках Всероссийского форума «Малый и средний бизнес – основа социально-экономического развития России в XXI веке», открылась выступлением директора управления по работе с малым бизнесом Сбербанка РФ Светланы Сагайдак.
   Делая масштабный обзор кредитования малого бизнеса в России, она заметила, что абсолютным лидером по выданным МП кредитам стал Сбербанк РФ (69%, 1,2 трлн рублей).
   В качестве положительных тенденций С.Сагайдак выделила значительное сокращение сроков принятия кредитных решений за счет внедрения банками более высоких степеней автоматизации кредитных процессов, использования упрощенных процедур для постоянных клиентов, развития проектного финансирования для МСП, комплексного обслуживания МСП в банках (пакетирование продуктов), нарастающего количества специализированных продуктов для МСП.
   «Приходит время для более сложных продуктов, например, факторинга, и такие продукты для МСП оказываются гораздо более выгодными и дешевыми», - отметила С.Сагайдак.
   Потребность малого бизнеса в кредитах сегодня определяется суммой в 800 млрд рублей. Удовлетворить ее мешают как проблемы со стороны банков, так и проблемы со стороны самого малого бизнеса.
   Что касается МП, 11% малых предприятий, по данным ОПОРЫ РОССИИ, используют на начальном этапе собственные накопления или обращаются к посредникам. Получить кредит на малое предприятие сложно: каждый седьмой предприниматель вынужден брать кредит как физическое лицо. Более 70% российских малых предприятий заняты в сфере торговли и услуг, соответственно, лишь 10% банковских кредитов идут на НИОКР. Более половины малых предприятий не полностью декларируют свои доходы. Уровень финансовой и юридической грамотности, особенно в части планирования бизнеса, у отечественных малых предпринимателей чрезвычайно низок, что вступает в особенное противоречие с уровнем банкиров, как правило проходящих обучение за рубежом.
   В банковском сегменте также существуют непреодоленные сложности: это отсутствие развитых баз по кредитным историям МП, делающее невозможным использование скорринга, повышение издержек на развитие дистрибутивной сети и обслуживание клиентов, отсутствие длинных и дешевых пассивов, острая конкуренция на рынке кредитования МП, заключила С.Сагайдак.
   Вице-президент ОПОРЫ РОССИИ Павел Сигал, приводя результаты исследования, проведенного в предпринимательской среде, привел несколько значимых цифр.
   «Как выяснилось из нашего опроса, 70% предпринимателей не обращаются в банки вообще, однако 95% из них нуждаются в деньгах, но не имеют времени и сил оформлять кредит. В то же время среди 30% обращающихся в банки за кредитами большая часть получает их без проблем», - констатировал П.Сигал.
   По его данным, распространенным мифом является отказ банка в кредитовании из-за отсутствия залоговой базы – таких случаев ничтожно мало. Главной причиной является как раз непредоставление финансовой информации о себе. В результате того, что малые многие предприниматели работают по упрощенной системе налогообложения, банки вынуждены сами составлять бухгалтерские балансы претендентов на кредиты.
   «Три четверти выдаваемых кредитов лежат в пределах от 1 до 3 млн рублей. Менее 10% кредитов - суммы меньше 250 тыс. рублей. Суммы большие, чем 3 млн рублей, получают не больше 20% предпринимателей», - обобщил П.Сигал.
   Отсюда следует единственный вывод: российские банки кредитуют в основном оборотные средства. Малый бизнес практически не получает дешевых кредитов. Процентная ставка двух третей российских банков для малого бизнеса колеблется от 15 до 19%.
   «Банки не грабят клиентов, забирая их имущество в залог по дешевке, это тоже распространенное заблуждение. Однако следует обратить внимание на то обстоятельство, что доля интеллектуальной собственности, принимаемой в залог в России, ничтожна, - не более 1-2%. На Западе же 25% кредитов берется под залог бизнес-планов. Роль интеллектуальной собственности при кредитовании следует усилить», - заключил П.Сигал.
   ИА "Альянс Медиа"