05.02.2004 М.Дмитриев: новый порядок принятия законов по регулированию предпринимательской деятельности очень важен Вчера в Центре стратегических исследований прошел круглый стол по обсуждению хода проведения административной реформы. В его работе приняли участие представители МЭРТ, ученые, эксперты и представители бизнес-сообщества. В своем выступлении первый заместитель министра экономического развития и торговли Михаил Дмитриев отметил, что Комиссия по административной реформе, которая начала работать в конце августа 2003г., в феврале подходит к завершающему этапу первой стадии своей работы, связанной с инвентаризацией функций федеральных органов исполнительной власти. С этой точки зрения, по его мнению, уже имеются достаточно впечатляющие результаты. Примерно из 5300 функций, которые комиссия смогла выделить у министерств и ведомств, на сегодня проанализированы почти 4100, т.е. три четверти всех функций, которые они реализуют. Остальные функции будут рассмотрены в течение февраля, и таким образом первый этап административной реформы будет завершен. Согласно предварительным результатам работы Комиссии, из всех 4100 функций, который проанализированы, каждая пятая признана избыточной. Этот показатель – одна пятая – устойчиво держится с первых этапов анализа и практически не изменялся на всех этапах, отметил Михаил Дмитриев, поэтому можно предполагать, что эта пропорция сохранится и при рассмотрении итоговых результатов в феврале. Дублирующих функций оказалось порядка 8%, около 15% функций требуют уточнения. В итоге из всех функций, которые рассмотрела Комиссия по административной реформе, почти каждая вторая подлежит либо упразднению, либо пересмотру. Задачи, которые вытекают из проделанной работы, сказал Михаил Дмитриев, связаны с тем, чтобы по итогам принятых решений изменить действующее законодательство. «Только в отношении тех 4100 функций, которые мы на сегодня уже проанализировали, нам необходимо будет подготовить изменения более чем в 400 нормативно-правовых актах, - сказал М. Дмитриев. - Из них 160 актов являются федеральными законами, в том числе 13 кодексов». Естественно, отметил М. Дмитриев, работа по подготовке законодательных актов отнимет гораздо больше времени, чем анализ избыточных функций, но на сегодняшний день уже подготовлено 58 актов, которые охватывают 108 упраздняемых или пересматриваемых функций. В том числе, подготовлено 20 проектов федеральных законов. Административная реформа должна проходить синхронно с изменением законодательства, - отметил М. Дмитриев. Например, передача упраздняемых государственных функций самоуправляемым организациям обязательно должна увязываться с изменением и дополнением законов о лицензировании, чтобы не вносить изменения и дополнения по каждой функции отдельно, а единожды изменить весь федеральный закон о лицензировании. Аналогичная ситуация и с другими изменяемыми функциями, которые требуют соответственной работы над законодательством. Так, благодаря деятельности Комиссии, у МЭРТ возникло гораздо более четкое понимание того, каким образом могут быть унифицированы все существующие процедуры аккредитации, касающиеся подтверждения соответствия и проведения различных экспертиз. Комиссия пришла к выводу, что вполне возможна разработка единых правил аккредитации, единой общенациональной системы органов аккредитации и соответствующего федерального закона, который регулировал бы эти вопросы. Михаил Дмитриев выразил надежду, что в течение 2004 года такой закон будет разработан и внесен в Государственную думу. М. Дмитриев также отметил, что по результатам анализа контрольно-надзорных функций Комиссия пришла к «весьма существенному заключению», которое, по его словам, «повлияет на следующий этап административной реформы». Этот вывод состоит в том, что «значительную часть контрольных полномочий государственных органов вполне можно передать рынку на тех же условиях, на которых сейчас осуществляется субъектами рынка подтверждение соответствия или экспертиза». За государственными органами при этом остаются только функции принятия юридически значимых решений по итогам контроля. «Властное решение мы хотим закрепить за государственными органами, а контроль, сбор и предварительный анализ информации, ее соответствие или несоответствие требованиям закона, – вот эти функции вполне могут уйти на рынок», - сказал М. Дмитриев. «Это решение исключительно значимое по своим последствиям, которое может кардинальным образом изменить наши представления о масштабах участия государства в контрольно-надзорной деятельности», - считает М. Дмитриев. Исходя из такого понимания, в дальнейшем предстоит принять целый ряд конкретных решений об изменении правил контроля и надзора в различных сферах, и в этом направлении работа уже начата, сказал замминистра. Еще один важный результат работы комиссии, сказал М.Дмитриев, состоит в создании условий для того, чтобы начать формировать новое положение о министерствах и ведомствах. «Ясно, что если мы пересматриваем половину всех функций министерств и ведомств, то это затронет и нормативные акты, которые регулируют полномочия этих структур», - сказал М.Дмитриев. Эта работа будет проводиться комплексно, по завершении анализа функций всех министерств и ведомств, и, вероятно, займет в основном первое полугодие 2004 года. М. Дмитриев особо остановился на том, что, несмотря на то, что административная реформа затрагивает полномочия органов власти, и, вероятно, приведет к изменению числа чиновников и состава государственных органов, тем не менее, это направление работы комиссии отнюдь не является главным и основополагающим. «Главное - это не перечертить квадратики с государственными органами, и отнюдь не переместить чиновников из одних кресел в другие, - сказал Дмитриев. - Принципиальная задача всей административной реформы - это изменение правил взаимоотношения государственных органов с гражданами и организациями и, по сути дела, изменение всей системы работы чиновников». С точки зрения дальнейших перспектив работы Комиссии это означает, что, помимо подготовки нормативных актов, упраздняющих или вводящих новые функции, начиная с середины 2004 года Комиссия сосредоточится на изменении механизмов осуществления тех функций, которые за ведомствами сохранены. Именно те функции, которые оставлены ведомствам и признаны необходимыми, нуждаются в наибольшей модификации, сказал Дмитриев. Нужно коренным образом перестроить все механизмы работы государственных органов путем изменения широкого массива законодательных актов, которые регулируют работу этих органов. Еще одно направление, работы Комиссии - это разработка законодательства об административных регламентах. Выработка рамочного закона, который будет устанавливать принципы принятия любых решений государственными служащими, будет начата в феврале этого года. Этот закон призван повысить эффективность деятельности госорганов, облегчить координацию между ними, повысить степень ответственности за некомпетентность чиновников, за неэффективные решения, облегчить гражданам защиту своих прав и повысить прозрачность принятия решений. Следующее направление - разработка закона о новом порядке принятия нормативно-правовых актов в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Предварительное обсуждение этого закона в центре стратегических разработок состоялось в октябре прошлого года с участием предпринимательских организаций - РСПП, "ОПОРЫ РОССИИ" и ТПП. По итогам обсуждения этот законопроект был существенно переработан, и повторно будет вынесен на публичное обсуждение в середине февраля этого года. Этот законопроект, напомнил М. Дмитриев, исходит из презумпции нецелесообразности государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности, т. е. возлагает бремя доказательства полезности и эффективности любого нормативно-правового акта в этой сфере на те органы, которые инициировали разработку этого акта. Закон содержит с этой точки зрения детальные процедуры, в частности, процедуру независимой негосударственной экспертизы всех нормативно-правовых актов, затрагивающих вопросы предпринимательской деятельности в России. Среди других направлений административной реформы – изменение механизмов финансового и ресурсного обеспечения органов государственной власти. Минэкономразвития ведет разработку нормативно-правовых актов по постепенному переходу от сметного порядка финансирования госорганов к финансированию в соответствии с объемами выполняемых функций. И последнее направление, работа над которым только начинается, связано с выработкой законодательства и новых подходов к регулированию деятельности по борьбе с коррупцией. Проблемы, накопившиеся в этой сфере, исключительно серьезны, сказал замминистра, и здесь приоритетную задачу Комиссия видит в создании условий, предотвращающих появление коррупции. ИА "Альянс Медиа" |