25.10.2005 Сибирский федеральный округ: средний и малый бизнес выходит на рынки Средней Азии 2005 год станет годом резкого увеличения экспортных поставок из Сибири. Только за первую половину текущего года объемы экспорта увеличились по сравнению с 2004 годом на 42%. Рынки других стран становятся все более привлекательными для предприятий Сибири, которые из-за жесткой конкуренции вынуждены были искать новые рынки сбыта. По данным Сибирского таможенного управления, за первое полугодие 2005 года экспортные поставки из Сибирского региона составили $11,7 млрд (в 2004 году — $8,2 млрд). Как считает заместитель губернатора Красноярского края Сергей Сокол, увеличение внешнеторгового оборота обусловлено расширением торговли со странами дальнего зарубежья, а также растущим внутренним спросом. К тому же росту экспорта способствует и благоприятная ситуация на мировых рынках цветных металлов. Традиционными рынками сбыта для сибирских предприятий по-прежнему остаются страны СНГ (Украина, Казахстан, Узбекистан). Однако в денежном выражении наибольшие поступления приходятся на страны дальнего зарубежья. Например, за 9 месяцев 2005 года экспорт товаров в дальнее зарубежье из Сибирского региона составил $16,3 млрд, в страны СНГ — $1,9 млрд. Сегодня на рынках дальнего зарубежья работают в основном только крупнейшие производители Сибирского региона. Выход на европейский рынок для большинства сибирских компаний, работающих в сфере малого и среднего бизнеса, пока затруднен разницей в технических стандартах и высокими требованиями к продукции. Так, по данным Омской торгово-промышленной палаты, пока только 20 омских предприятий смогли подтвердить соответствие качества своей продукции и услуг требованиям международных стандартов. Предприятия, работающие в сфере среднего и малого бизнеса, предпочитают выходить на рынки Средней Азии без посредников. По словам коммерческого директора кондитерской фабрики «Красная Сибирь» (Новосибирск) Сергея Аистова, компания предпочитает работать на внешних рынках самостоятельно, так как работа с посредниками зачастую приводит к удорожанию товара. «Часто посредники ищут многоходовые схемы поставок или возможность неофициального пересечения границы, а нам нужно, чтобы сделка была максимально прозрачной. Это одно из основных условий успешной конкуренции с местными производителями. Наиболее активную внешнеторговую деятельность сегодня мы ведем с Казахстаном и Узбекистаном, на эти рынки поставляется до 20% от общего объема производства фабрики»,- рассказал С.Аистов. По оценкам специалистов, те усилия, которые предпринимают сибирские компании для выхода на международные рынки, являются признаком последующего увеличения экспортных потоков из Сибирского региона. «Рост экспортных поставок в Сибири — тенденция последних лет, — отмечают специалисты Сибирского таможенного управления. — Начиная с 2003 года, темпы внешней торговли с каждым годом увеличиваются». Так, если за 9 месяцев 2004 года рост экспорта в Сибирском регионе составил 35,8% (импорт — 45,7%), то за аналогичный период 2005 года экспорт увеличился до 38,3% (импорт — снизился до 14%). «Рост объемов внешней торговли в Сибири будет набирать обороты. По итогам первого полугодия 2005 года это становится очевидным. Мы ожидаем дальнейший рост товарооборота с расширением географии экспортных поставок и увеличения количества участников внешней торговли», — говорит директор департамента ВЭД администрации Алтайского края Александр Жилин. ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Континент Сибирь" |