28.03.2007 Бизнес требует реформирования налоговых органов 27 марта в Торгово-промышленной палате РФ в рамках подготовки к III Всероссийскому налоговому форуму прошла пресс-конференция «Налоговая система Росиии: взгляд бизнеса». Заместитель председателя Комитета РСПП по налоговой и бюджетной политике Сергей Беляков назвал налоговый форум «инструментом для достижения компромисса между бизнесом и властью». Однако он считает, что сегодняшняя практика взаимодействия показывает небольшую эффективность достигнутых договоренностей. Это в полной мере, по его словам, касается «многострадального закона» о внесении изменений в первую и вторую части Налогового кодекса РФ. Пока законодательно не выверен механизм контроля выездных проверок, заявил С.Беляков, концепция налогового администрирования будет рушиться, создавая почву для бесчисленных злоупотреблений контрольных органов. Нужна реформа самой налоговой службы, не исполняющей сегодня собственных норм, считает С.Беляков. В качестве примера С.Беляков привел максимальный размер налога на прибыль (24%), который увеличивается до 27%, если крупная компания не может обосновать каких-то расходных статей. Министерству финансов РФ в этом случае не следует говорить о снижении налогового бремени, считает он. Неэффективная налоговая система РФ приводит к массовому оттоку капитала за рубеж, и дело совсем не в ставках налога. Видимо, полагает С.Беляков, до окончательного решения болезненных вопросов налогового администрирования придется провести и четвертый, и пятый налоговые форумы. Генеральный директор негосударственного пенсионного фонда «Торгово-промышленный пенсионный фонд» Александр Рощак в своем выступлении поставил проблему создания благоприятной налоговой среды для негосударственных пенсионных фондов. Противоречия и неясности в налоговом законодательстве вносят путаницу в формирование пенсионных накоплений, а отсутствие налоговых режимов, стимулирующих граждан отдавать часть своих доходов на пенсионные накопления, вынуждают фонды изобретать стратегии выживания там, где им следовало бы решать экономические и социальные проблемы. Председатель экспертного cовета по налоговому законодательству Комитета по бюджету и налогам Госдумы РФ Михаил Орлов заявил, что у правительства нет программы реформы налоговой системы, по его мнению, все правительственные нововведения содержат набор уже устаревших мер. По его словам, ФНС РФ, каждый год заявляя амбициозные планы по сбору НДС, постоянно недосчитывается огромных сумм и в результате увеличивает нагрузку на налогоплательщика. Практически все дискуссии о прозрачном НДС удваивают проблемы, считает М.Орлов. Изощренные схемы уплаты с изменением налоговой базы выглядят, по словам М.Орлова, анекдотично. Недавно к выдавливанию с рынка перевозчиков привело лишение их права собирать отчетные документы в 80-дневный срок. В результате недальновидной налоговой политики повысился и стал ажиотажным спрос на услуги фирм-однодневок, и это, считает М.Орлов, вопрос выживаемости компаний. В зоне ответственности налоговых органов и вынужденное дробление крупных и средних компаний на мелкие в целях перехода на УСН, отметил М.Орлов, что является реальным препятствием для развития бизнеса. Если подобная практика будет продолжаться, российская экономика будет «развалена», уверен он. Председатель подкомитета по амортизационной политике и финансовым балансам экономики Комитета Торгово-промышленной палаты РФ Николай Савельев считает, что в экономике существует «серьезный и скрытый конфликт между идеологией налоговой системы и реальной рыночной практикой». «Получается, что чем больше мы работаем, тем меньше мы стоим!» – заявил он. В арсенале «разрушения основного капитала» задействовано множество средств, начиная с налогового учета и заканчивая манипуляциями с курсом рубля. Промежуточными диагнозами текущей ситуации Н.Савельев считает «спазм ликвидности» и «диспаритет активов». На вопрос корреспондента ИА «Альянс Медиа», есть ли у бизнес-сообщества реальные средства воздействия на налоговые органы, председатель Комитета ТПП РФ по инвестиционной политике А.Данилов-Данильян ответил, что Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при правительстве РФ является площадкой для обмена мнениями, однако в заседаниях его образовалась большая пауза, и если предпринимателям не удастся провести свое предложения через совет, они могут обратиться к президенту и премьер-министру напрямую и выразить им «обоснованное неудовольствие». М.Орлов, отвечая на тот же вопрос, заметил, что реальные механизмы влияния, несомненно, есть, если исключить практику, когда люди, сидящие за одним столом, «кидают друг друга». ФНС, по его мнению, не может заставить своих подчиненных исполнять закон, и даже если снизить НДС до 3%, ФНС будет, как и раньше, взимать с одной сделки один налог по двадцать раз. С.Беляков на тот же самый вопрос ответил, что нужно прежде всего изменить «показатели деятельности налоговых органов». От количества собранных в казну денег, по мнению С.Белякова, следует перейти к качественной оценке налоговых чиновников, и судить о них по тому, как они укрепляют связи с налогоплательщиками, насколько законопослушны налогоплательщики в ведении конкретного инспектора, т.е. из чисто фискальных органов налоговики должны, считает С.Беляков, сделаться неким общественным аудитом, что, несомненно, приведет к оздоровлению экономики. ИА "Альянс Медиа" |