04.02.2004 А. Иоффе: проблема передачи части функций по регулированию предпринимательской деятельности от государственных органов саморегулируемым объединениям предпринимателей оказалась сложнее, чем казалась изначально В Центральном доме предпринимателя прошло заседание круглого стола, организованного Российской ассоциации развития и малого предпринимательства (РАРМП) и газеты «Бизнес для всех» на тему «Саморегулируемые организации и государственная власть». Открывая заседание круглого стола, президент РАРМП Александр Иоффе отметил, что передача части функций государственной власти саморегулируемым организациям сегодня активно дискутируется в обществе. Многие объединения предпринимателей выступают с инициативами, предлагая взять на себя функции государства. Эта идея заложена и в закон о саморегулируемых организациях. ТПП РФ и ее региональные отделения не прочь взять на себя вопросы регистрации малых предприятий, лицензирования, сертификации и другие формы госрегулирования предпринимательской деятельности. Авторы этой идеи, по словам президента РАРМП, полагают, что лучше, эффективней могли бы выполнять эти функции именно объединения предпринимателей. Однако, по мнению А. Иоффе, есть достаточное количество вопросов при таком подходе, которые требуют ответа: реально ли общественным объединениям взять на себя объем работ, который связан с регулированием бизнеса, справятся ли они с тем, что сегодня пока не выпускает из рук государство, какие конкретно виды регулирования бизнеса могли бы взять на себя объединения предпринимателей, до какой степени объединения предпринимателей могут гарантировать развитие конкурентной среды в этом секторе экономики и др. Андрей Поденок, президент Московской ассоциации предпринимателей, поделился опасениями, которые у него есть по поводу передачи части функции государства саморегулируемым организациям. В МАП обращаются предприниматели с просьбами о помощи в решении своих деловых проблем и разрешении конфликтных ситуаций. Ассоциации оказывает им содействие через нейтральные организации типа советов предпринимателей или конфликтных комиссий. И такой порядок не случаен. По мнению А. Поденка, если от сотрудника будет напрямую зависеть решение вопроса, с которым обратился предприниматель и сотрудник получит взятку, то уличить его в этом будет практически невозможно. Аппарат Ассоциации, в отличие от аппарата государственной организации, не попадает в жесткие рамки правовой регламентации. Поэтому сейчас есть опасность, что, передав определенные права по регулированию предпринимательской деятельности общественным организациям, по словам президента МАПа, «мы будем просто кормить чиновный аппарат этих организаций». С введением закона о техническом регулировании с многие ведомства в своих недрах начали создавать саморегулируемые организации. «Это не значит, что мы должны отказаться от передачи части регулятивных функций от госорганов объединениям предпринимателей. На это надо идти, но постепенно, тщательно продумывая каждый шаг», - сказал А. Поденок. Роман Самсонов, член президиума "ОПОРЫ РОССИИ", руководитель комитета по информационному обеспечению МСП, ИТ и коммуникациям привел пример, когда саморегулируемые организации полезны. Такой государственный ресурс как эфирные частоты «передан вниз, разделение осуществляется в рамках профсоюзов ассоциаций операторов сотовой и других видов связи, они могут выполнять эту функцию уже в рамках госрегулирования.» Практика показала - это возможно, и совершенно необязательно при этом присутствия чиновника или бюрократа. Таким образом, в сфере связи это направление смогло быть частично реализовано в качестве саморегулируемой организации, заключил Р. Самсонов. По мнению Олега Второва, председателя Совета Общества купцов и промышленников, вВ России много общественных организаций, которые поддерживают малый, средний или крупный бизнес, иИ есть много госструктур, которые должны этим заниматься от имени государства. Но бизнес от них ничего не имеет, особенно в регионах России. По его мнению, у государства должна быть сильная структура, с которой могли бы работать предпринимательские организации. Что касается передачи госфункций общественным структурам, то председатель Общества купцов и промышленников считает, что «никогда государство ничего добровольно не отдаст». Владимир Штерн, председатель совета директоров Московской лизинговой компании считает, что на сегодня слабость малого бизнеса в разобщенности. Те общественные объединения, которые существуют, не обладают в достаточной мере силовыми возможностями, и это происходит потому, что они представляют малое количество МП. К этому нужно добавить аполитичность в массе предпринимателей, их неготовность объединяться и сплачиваться ради общей цели. По его словам, если государство передаст какие-то свои функции саморегулируемым общественным профессиональным объединениям, оно получит в лице этих организаций рычаг воздействия; при этом общественные объединения станут более сильными и влиятельными, более того, в чем-то они могут противостоять государству в отстаивании интересов своих членов. «Так что передача функций государства саморегулируемым организациям чрезвычайно полезна, но все же нет уверенности в том, что государство готово поделиться своими функциями хотя бы в силу нежелания создавать сильные лоббирующие структуры предпринимательского сообщества», - заключил В. Штерн. Елена Емельянова, президент Международной ассоциации "Система ММЦ", сообщила, что в европейских странах торгово-промышленные палаты строят свою работу по двум принципам. Одни финансируются за счет обязательных членских взносов, другие - за счет собственной коммерческой деятельности. Когда знакомишься с их работой поближе, нельзя не заметить, что те палаты, которые строят свою работу за счет обязательных членских взносов, к делу относятся очень формально. Это заметно на организации учебы предпринимателей, их информационном обеспечении. Те же, которые работают на коммерческой основе, гораздо более гибкие и динамичные. По словам президента МА «Система ММЦ», TACIS объявил тендер по реализации проекта на тему " Устранение административных барьеров и роль в этом процессе саморегулируемых организаций". Общаясь с представителями ирландского консорциума, который принимает участие в тендере по проекту, Е. Емельянова поинтересовалась, как это будет сопрягаться с уже идущей у нас административной реформой. Поскольку TACIS опоздал с административными барьерами, они считают для себя интересным аспектом как раз формирование саморегулируемых организаций предпринимателей. Но показательно, что в этой работе они намерены сотрудничать не с "ОПОРОЙ РОССИИ" или РАРМП, а с Минэкономразвития. По ее мнению, в отношении TACIS уже давно установилась такая тенденция: они предпочитают свою техническую помощь оказывать не предпринимательским объединениям, а ведомствам - МАПу, Минюсту, Минтруда, теперь - Минэкономразвития РФ. В последнем проекте TACIS предусмотрено обязательное обучение наших чиновников муниципальных образований, чтобы они понимали роль и значение малого бизнеса. Это должно помочь наладить взаимодействие бизнеса и власти. По словам Е. Емельяновой, на Западе проблемы регламента взаимодействия бизнеса и власти не существует. Там давно все решено - есть регламент взаимодействия, есть обязательства государства учитывать мнение предпринимателей, без чего не принимаются законодательные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность. В заключение А. Иоффе отметил: дискуссия показала, что проблема передачи части функций по регулированию предпринимательской деятельности от государственных органов саморегулируемым объединениям предпринимателей оказалась сложнее, чем она казалась изначально. «Саморегулирование бизнеса - это палка о двух концах. Оно, с одной стороны, заключает мощный стимул для вступления предпринимателей в союзы и саморегулируемые организации. Малочисленные ныне предпринимательские организации благодаря этому вырастут численно и заметно усилятся. Но это может привести и к возникновению аффилированных с чиновниками структур», - сказал А. Иоффе. Кроме того, по его мнению, возникает опасность резкого удорожания услуг, связанных с выполнением регулятивных функций, а это особенно негативно скажется на предпринимателях, только-только входящих в рынок. Президент РАРМП считает, что «выработать подход, который, сохраняя преимущества этого процесса, локализовал бы возможные негативные последствия, непросто». Вместе с тем его надо находить, как и возможность влияния на доработку законопроектов о саморегулируемых организациях, которые переданы в Государственную Думу. «Иначе мы можем получить закон просто вредный для малого предпринимательства. Этого допустить нельзя», - заключил А. Иоффе. ИА "Альянс Медиа" |