22.09.2005  "Пробелы" в ФЗ "О техническом регулировании" препятствуют разработке технических регламентов

   В среду в Доме Металлургов состоялось совместное заседание рабочей группы РСПП по техническому регулированию, комитета ТПП РФ по вопросам регулирования предпринимательской деятельности и Общественного совета по техническому регулированию Минпромэнерго РФ. В заседании приняли участие представители Экономической группы при Администрации Президента РФ, Минпромэнерго РФ, Ростехрегулирования, отраслевых союзов, ассоциаций и промышленных предприятий.
   О реализации реформы технического регулирования и взаимодействии Комитета ТПП РФ по вопросам регулирования предпринимательской деятельности с отраслевыми комитетами ТПП РФ и Общественным советом по техническому регулированию при Минпромэнерго России сообщил председатель Общественного совета по техническому регулированию при Минпромэнерго РФ Андрей Комаров.
   По его словам, двухлетний опыт разработки проектов технических регламентов показал, что значительная часть "трудностей и нестыковок" у разработчиков возникает "из-за неясностей, не проработанности некоторых положений ФЗ "О техническом регулировании", составляющих правовую основу реформы. "Мы за сохранение принципиальных положений реформы, а именно - за установление обязательных требований к продукции и процессам только в технических регламентах, принимаемых федеральными законами", - подчеркнул А.Комаров. Он заметил, что Общественный совет также поддерживает принципы "исключения дублирования и параллелизма" в деятельности контрольно-надзорных органов в сфере технического регулирования, снижения контроля и нагрузки на предпринимателей путем постепенного сокращения контрольных полномочий на стадии проектирования и производства продукции и сосредоточения контроля исполнения обязательных требований к продукции на стадии обращения (продукции).
   По словам А.Комарова, в действующей редакции закона «О техническом регулировании» имеются определенные пробелы, которые не позволяют эффективно реализовывать поставленные задачи и системно разрабатывать проекты регламентов. Далее он перечисли статьи закона, которые совет предлагает доработать. В частности, по словам А.Комарова, в ст. 2 "несовершенен свод терминов и определений", так как непонятно, что понимать под определениями "эксплуатация", "идентификация" и пр. Также недостаточно корректно отражена эволюция правового статуса национального стандарта в ст. 3. А.Комаров пояснил, что статья подразумевает, что такой стандарт переходит из добровольного статуса в обязательный для изготовителя, который принял решение производить свою продукцию по национальному стандарту, и, соответственно, маркировать её со ссылкой на этот стандарт. "При этом остается открытым вопрос, какие права появляются в подобных случаях у контролирующих органов?", - заметил он.
   Подводя итоги своего выступления, председатель Общественного совета сделал вывод, что многие принципиальные положения Федерального закона "О техническом регулировании" нуждаются в доработке и дополнении. Он также отметил, что особую проблему при создании технических регламентов представляет "достаточно хаотичная разработка проектов и не сопряженность их между собой". А.Комаров предложил программу разработки технических регламентов до 2010 года сформировать системно, с учетом инкорпорирования всех требований к проекту, "без пробелов и противоречий". "Для этого необходимо сформировать весь перечень проектов техрегламентов, разрабатывать сопряженные и взаимосвязанные по продукции регламенты единовременно по пакетному принципу", - завершил он.
   Заместитель председателя Общественного совета, Председатель комитета по вопросам регулирования предпринимательской деятельности ТПП РФ Наталья Фонарева в своем выступлении заметила, что на заседание не случайно вынесены правовые вопросы взаимодействия составителей технических регламентов. "Без решения этих проблем разработчики технических регламентов, курирующие министерства, конструктивные оппоненты будут просто вовлечены в бесконечную дискуссию", - сказала она. Н.Фонарева поддержала предложение А.Комарова по применению "пакетного принципа" составления регламента. Она также сообщила, что в Минпромэнерго России поступило несколько десятков проектов технических регламентов, которые готовятся к внесению в Правительство РФ и далее в парламент. Поэтому важнейшей задачей комитетов ТПП РФ, Общественного совета и Рабочей группы РСПП по техническому регулированию является методическое обеспечение и помощь разработчикам проектов технических регламентов, заметила она. Н.Фонарева подчеркнула, что анализ процесса подготовки регламентов настораживает, - "начинается повальное увлечение, нередко имеющее основание, по разработке альтернативных проектов технических регламентов". "Мы готовим предложения для Минпромэнерго России по организации конкурсов на получение права на разработку проектов технических регламентов", - сказала она. Н.Фонарева предложила отраслевым министерствам установить в договорах (по итогам конкурса) конкретные требования исполнителю работы по содержанию технических регламентов с тем, чтобы избежать "вольницы и вкусовщины" при создании техрегламентов. Она также рекомендовала федеральным органам исполнительной власти, выступающим заказчиками технических регламентов, рассмотреть вопрос об образовании консорциумов разработчиков регламентов. "В консорциум необходимо включать не одно научно-исследовательское учреждение, пусть даже очень уважаемое, а сразу группу разработчиков, включая представителей и науки, и промышленности", - подчеркнула Н.Фонарева.
   На заседании также обсуждались вопросы требований безопасности в технических регламентах, взаимодействия с международными организациями по стандартизации, проблемы реализации ФЗ "О техническом регулировании" в строительной отрасли и др. По итогам заседания была принята резолюция, а рекомендации по внесению изменению в ФЗ "О техническом регулировании" в ближайшее время будут направлены в федеральные органы исполнительной власти.
   ИА "Альянс Медиа"