19.07.2005 Город живет от бизнеса Во вторник, 19 июля, на заседании правительства Москвы первым пунктом повестки дня рассматривался вопрос «О ходе выполнения городской и окружных комплексных программ развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2004-2006 гг». С докладом по данному вопросу выступил министр правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы Евгений Егоров. Он сообщил, что за период c 2004 г. и первую половину 2005 г. количество субъектов малого предпринимательства в столице приблизилось к 400 тыс.: около 200 тысяч составили юридические лица и 203 тысячи – предприниматели без образования юридического лица. Количество занятых в малом бизнесе превышает 2,1 млн человек. Практически по всем показателям, отметил Е. Егоров, идет превышение заданных правительством параметров - такой результат стал возможен благодаря активному вниманию к деятельности малых предприятий. Возросли объемы предоставляемой субъектам малого предпринимательства финансово-имущественной поддержки. В 2004 году профинансировано более 500 проектов малого предпринимательства на сумму 1 155,1 млн руб. Конкурсными комиссиями округов поддержано 318 заявок малых предприятий на предоставление займа или субвенции на общую сумму более 91,2 млн руб., на поддержку начинающих предпринимателей выделено более 32,9 млн руб. Малым предприятиям города передано в лизинг более 500 единиц технологического оборудования, транспорта и спецтехники на сумму 120 млн руб. Свыше 7,3 млн руб. в виде грантов выделено на реализацию инновационных проектов малого предпринимательства. В результате реализации городской и окружных комплексных программ развития и поддержки МП количество малых предприятий за 2004 г. увеличилось на 3%. Количество занятых в малом предпринимательстве возросло за отчетный период на 34 тыс. чел., и на сегодня общая цифра занятых на МП составляет 34% от общего числа работающих в Москве. Объем валовой выручки МП увеличился на 44% и достиг 3179 млрд руб. Выспуск продукции МП вырос на 41% и составляет 384,9 млрд руб. Однако, считает Е. Егоров, в развитии малого предпринимательства столицы остаются проблемы, и принятая 1,5 года назад Комплексная программа развития и поддержки малого предпринимательства на 2004-2006гг. сейчас требует корректировки. В частности, по его мнению, ее необходимо дополнить перечнем мер по: повышению уровня конкурентоспособности малых предприятий и выпускаемой ими продукции, развитию предпринимательства в молодежной среде, продвижению продукции малых предприятий на региональные и международные рынки. Выступая с содокладом по данному вопросу, Александр Иоффе, председатель Общественно-экспертного совета по малому предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы, отметил, что обсуждение вопроса происходит на фоне некоторых законодательных изменений в сфере малого предпринимательства на федеральном уровне. Это «символическое» повышение уровня предельного дохода предприятий, позволяющего переходить на упрощенную систему налогообложения; уточнение порядка исчисления ЕНВД; решение арбитражного суда о возможности наложения штрафа до 50 тыс. руб. без определения суда; решение об уплате НДС «по отгрузке»; обсуждение нового ФЗ о малом предпринимательстве. «Однако пока этот закон «застрял», хорошо, если в ближайший год этот вопрос все-таки будет решен. Без закона нам очень трудно», - сказал А.Иоффе. Все это не прибавляет энтузиазма у предпринимательского сообщества, тем более представляется необходимым укрепление московской программы поддержки и развития малого бизнеса, подчеркнул он. «На поддержку малого бизнеса сегодня тратится не более 1% от налогов, собираемых в московский бюджет от малых предприятий», - сообщил А.Иоффе. По его мнению, необходимо проанализировать, серьезно отнестись к целому ряду программных проектов, которые были утверждены ранее, и их необходимо интегрировать в комплексную программу. А.Иоффе также подчеркнул, что до сих пор нет четкого понимания, сколько же всего малых предприятий в Москве. Москомстат говорит - около 200 тысяч, по некоторым данным налоговой службы, Счетной палаты – их около 300 тысяч, не считая ПБОЮЛ. Та же ситуация и с численностью занятых: по данным Москомстата – их 2 млн чел., а по данным Пенсионного фонда – около 3 млн человек. В ближайшую перспективу, по его мнению, необходимо сосредоточиться на реализации некоторых приоритетных направлений, направленных на масштабное развитие малого предпринимательства в столице. Это, по его словам, законодательные инициативы, информационное обеспечение предпринимательской деятельности, борьба с административными барьерами. В выступлениях участников заседания прозвучало много предложений, учет которых, по их мнению, необходим при корректировке комплексной программы поддержки МП. Так, префект Северо-Западного административного округа В. Козлов считает, что необходимо совершенствовать механизмы передачи малым инновационным и производственным предприятиям нежилых помещений, а также координировать все программы по нежилым помещениям для бизнеса, параллельно идущие в нескольких департаментах столичного правительства (для малых предприятий, магазинов «шаговой доступности», народных ресторанов и т.д.). Он также высказался за увеличение размера выдаваемых начинающим предпринимателям субсидий и субвенций со 120 до 150-180 тыс. руб, поскольку каждые вложенные в эти проекты 60 тыс. руб. создают 1 рабочее место, а каждый вложенный рубль дает 30 копеек ежедневно в виде налогов. Председатель комиссии по экономической политике Мосгордумы Ирина Рукина считает, что очень плохо обстоит дело с законодательными инициативами в сфере малого бизнеса, в этом плане «спасение утопающих – дело рук самих утопающих», и эту проблему необходимо, по мере возможности, решать региональным законодателям. Она также полагает, что у московского законодательства – большие перспективы содействовать развитию малого бизнеса в рамках процесса реорганизации и приватизации ГУПов. Кроме того, в условиях действия нового Градостроительного кодекса, по ее мнению, есть возможность содействовать созданию товариществ собственников жилья, а этот процесс в дальнейшем должен способствовать созданию конкурентной среды в ЖКХ и привлечению туда малого бизнеса. Председатель комиссии МГД также высказалась за приоритетную поддержку тех сфер малого бизнеса, которые в городе развиты недостаточно – промышленности, ЖКХ, сферы услуг, а развитию инновационного предпринимательства, по ее мнению, должна способствовать экономическая мотивация и скорейшее создание венчурных фондов. Как считает президент Московской торгово-промышленной палаты Леонид Говоров, необходимо более тесное взаимодействие Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Москвы с общественными объединениями предпринимателей, прежде всего, отраслевыми профессиональными объединениями. По его мнению, требует совершенствования система правовой поддержки малых предприятий, в том числе в вопросах экономической безопасности. С целью более активного участия малых предприятий в выставочно-ярмарочной деятельности назрела необходимость создания в каждой префектуре города выставочно-маркетингового центра, считает он. В выступлении руководителя департамента государственного регулирования экономики Минэкономразвития Андрея Шарова была дана краткая характеристика основных направлений поддержки малых предприятий со стороны федеральных властей, на что в этом году предполагается потратить 1,5 млрд руб. По его словам, здесь определены три основных направления – создание бизнес-инкубаторов, микрофинансирование (в т.ч. в рамках кредитных кооперативов предпринимателей), создание венчурных фондов. Как сообщил А. Шаров, наибольший интерес по результатам прошедшего конкурса в регионах вызвало создание бизнес-инкубаторов, МЭРТ одобрено создание 50 подобных структур. Он считает, что Москве в этом плане надо подумать о создании инновационных бизнес-инкубаторов. Также А. Шаров призвал городские власти рассмотреть вопрос о создании венчурного фонда для инновационных проектов, финансирование которого возможно осуществлять в доле (50х50) с федеральными властями и заинтересованными инвесторами. Итоги заседания правительства столицы подвел вице-мэр Москвы Валерий Шанцев. Он отметил, что обсуждаемая программа крайне важна для города, прежде всего, в экономическом плане. Четверть доходов в бюджет города поступает от деятельности малых предприятий, на них трудятся более 1,5 млн москвичей, а с учетом семейного коэффициента - более 50% москвичей живут на доходы от малого бизнеса. Таким образом, отметил вице-мэр, за счет повышения эффективности работы московских малых предприятий у города есть возможность решать ряд других важных проблем, прежде всего, социальных. «Мы понимаем, что малый бизнес развивается, опережая нашу поддержку», - сказал он. По его словам, большое число малых предприятий создается без участия городских властей, они работают «без участия города», о чем говорят и несовпадения в оценках численности. «Если бы мы их создавали, мы бы о них знали», - подчеркнул он. Вице-мэр заявил, что не верит в возможность при действующей контрольной системе в «незаметное существование МП». Он согласился, что во многом развитию малого бизнеса мешает отсутствие четкой системы информирования предпринимателей о системе поддержки малого бизнеса и ее возможностях. Именно поэтому, считает он, малые предприятия развиваются там, где невыгодно городу. В связи с этим вице-мэр подчеркнул необходимость создания более четкой системы информирования. В.Шанцев напомнил, что в городе принята программа передачи первых этажей жилых домов для малых предприятий. «Мы, и только мы, должны распределять эти первые этажи, учитывая аналитику по каждому району», - сказал он. Вице-мэр, заявил, что планировать размещение МП в нежилых помещениях, развивать малый бизнес в конкретных, «выгодных городу» отраслях должен город, а не малые предприниматели «должны приходить и просить эти помещения». Он подчеркнул необходимость включения в систему тендеров конкурсов на размещение предприятий на первых этажах жилых домов. Программа по строительству нежилых помещений, по его мнению, должна содействовать тем предприятиям, которые способны ликвидировать дефицит тех или иных услуг и товаров в определенных районах, за счет этого можно и помочь малому бизнесу. «Город живет от бизнеса – малого, среднего. - сказал В.Шанцев. - И если город не будет помогать развиваться бизнесу, то невозможно будет реализовывать социальные программы». Особо он отметил необходимость развития малого предпринимательства в системе ЖКХ. Вице-мэр заявил, что сегодня существующие жилищные конторы убеждают власти, что этот бизнес убыточен, однако в течение ряда лет средства на содержание жилого фонда прибавлялись, и их достаточно, чтобы обеспечивать нормальную прибыль, рентабельность. «Не придет в эту сферу бизнес сам по себе, если мы не создадим условия», - заявил вице-мэр. В.Шанцев отметил и необходимость более жесткого контроля за несанкционированными проверками контролирующих органов. «Еще раз предупреждаю все контролирующие органы: люди, которые делают дело, должны его делать в нормальных, комфортных условия», - заключил вице-мэр. Постановление по данному вопросу с учетом его доработки в двухнедельный срок было принято за основу. ИА "Альянс Медиа" |