07.10.2010  Торговые сети выступили за либерализацию закона о торговле

   К либерализации закона о торговле призвали участники XV саммита владельцев «Торговля в России», прошедшего 7 октября в Lotte Hotel Moscow.
   Открывая саммит, председатель Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка Александр Борисов отметил, что половина чиновников и граждан страны «всё еще живут в прошлом», призывая к жёсткому государственному контролю цен на товары и услуги.
   «Но отношение власти к торговле в последнее время существенно изменилось. Правительство не стало настаивать на ограничении цен, поняв, что рынок нельзя «перегибать». Сложившееся лобби всё еще пытается нарушать законы экономики, ему можно противостоять лишь совместными усилиями участников рынка. Сегодня нельзя оставаться в стороне», - считает А.Борисов.
   Статс-секретарь, заместитель министра промышленности и торговли РФ Станислав Наумов заметил, что позитивные тенденции в отрасли возобновились. Восстанавливается потребление и продовольственных, и непродовольственных товаров. Особенно показателен пример с потреблением автомашин, рыночную схему которого создало само государство, подстегнув и металлургическую, и химическую отрасли, и отрасль легкой промышленности разом.
   «С 2003-го по 2008-ой годы торговля в России стабильно росла на 7% в год, и сегодня мы снова можем говорить о стратегии развития торговли. Она сегодня обеспечивает 10% поступлений в бюджет, 12 млн рабочих мест. Инновационный сценарий развития страны подталкивает торговые компании к выходу на новые рынки с новыми товарами», - полагает С.Наумов.
   С 75 до 150 кв. м на каждого жителя России должно удвоиться в ближайшие годы количество торговых площадей. С 35% до 50% должна возрасти до 2015-го года доля современных торговых форматов. К 2020-му – до 80%.
   «Традиционные формы торговли, впрочем, тоже должны совершенствоваться. Рынок должен освоить и включить такую новую форму торговли, как дистантная», - заключил С.Наумов.
   К исчерпывающему использованию механизма платежных карт в торговле призвал глава представительства в России компании «MasterCard Europe» Илья Рябый. Он напомнил, что с 1949-го года, когда идея платежной карты лишь возникла, карта как инструмент превратилась в средство не только удержания клиента, но и адресного обращения к нему, поощрения его и предоставления ему социальных льгот.
   Директор Департамента госрегулирования внутренней торговли Министерства промышленности и торговли РФ Олег Сазанов обратил внимание на приказ Минпромторга №602, утверждающий единую форму торгового реестра для всех субъектов РФ.
   «В рамках формирования стратегии развития торговли в России мы выработали методические рекомендации субъектам РФ по развитию торговли, которые будут разосланы в регионы в самое ближайшее время, и надеемся немало поспособствуют развитию отрасли на местах. Также нами разрабатывается государственно-информационная система по сбору и анализу информации о состоянии торговой отрасли по стране. Работы сейчас находятся на стадии разработки программного обеспечения», - заключил О.Сазанов.
   Главный исполнительный директор, председатель правления компании X5 Retail Group N.V. Лев Хасис выступил с обширной презентацией, в которой развенчал миф о сверхприбылях торговых сетей. Официальная статистика свидетельствует, что EBITDA торговли в разы меньше, чем у ведущих производителей пива, мясной и молочной продукции. Рентабельность работы X5 Retail Group N.V. не превышает 3%.
   «Современный магазин – это предприятие сервисного обслуживания, стремящееся с минимальными издержками донести до потребителя лучшие отечественные и зарубежные продукты. Торговый бизнес – не спекуляция, а высокотехнологичное производство, в котором тысячи работников оптимизируют бизнес-процессы. Торговля России сегодня производит 19% ВВП и является реальным бизнесом, ни разу не получавшим дотации из государственного бюджета», - сообщил Л.Хасис.
   По его словам, в России торговые сети занимают лишь 30% рынка, в то время как в развитых странах этот процент куда выше.
   «Несовременные, архаичные формы торговли – отдельные магазины, ярмарки, киоски – развивают регионы. Неорганизованная торговля не платит налогов, торгует товаром, который забраковали сети. Вместо того чтобы стремиться к их благосостоянию и постоянно увеличивать налоговое бремя, государство могло бы дать возможность развиваться «белой» торговле – торговым сетям, исправно эти налоги платящим», - предложил Л.Хасис.
   10 крупнейших сетей России занимают всего 10% рынка, X5 – 5%. Между тем именно в торговых сетях, по словам Л.Хасиса, реализуется 80-85% отечественных товаров, поэтому ответ на вопрос, чью экономику поддерживают сети, очевиден.
   «Именно торговые сети являются тем локомотивом, который вытянет за собой остальные отрасли. Жаль, что в Правительстве РФ такого понимания всё еще не возникло», - посетовал Л.Хасис.
   Цены в торговых сетях, несмотря на упорно распространяемые слухи, существенно ниже, чем в неорганизованной торговле, за исключением сезонных ярмарок. Сегодня сети осваивают принципиально другое управление торговыми цепочками. У X5 22 собственных распределительных центра и более 320 000 кв. м собственных складских площадей. Сети сегодня могут развиваться при помощи слияний-поглощений и используя франчайзинг.
   «Закон о торговле пролоббирован популистами и направлен на соблюдение интересов производителя. Но все расходы ложатся в конечном итоге на потребителя, и это раскручивает инфляцию. Сегодня обсуждаются не только регулирование наценок, типовые договоры поставок, но и минимальные закупочные цены вкупе с оборотными штрафами. Закон о торговле, который и без того политизированный, хотят дополнительно ужесточить. Мы, со своей стороны, предлагаем противоположное – либерализовать торговое законодательство в России, разумно подкорректировав существующие нормы, ведя продуктивный диалог с производителями», - заявил Л.Хасис.
   Идея «продуктовых карточек» далеко не нова. В США ежегодно 30 млн граждан пользуются дотациями на приобретение продуктов. Подобная мера должна, по мнению Л.Хасиса, коснуться и необеспеченных слоев общества в России.
   «Мы говорим о прямых дотациях бедным семьям на приобретение продуктов. Откуда, спрашивается, взять на это средства? Россия вступает в ВТО, и вслед за этим перестаёт дотировать сельхозпроизводителя. Так не лучше ли освободившиеся средства направить на дотирование потребителя?» - предложил Л.Хасис в заключение своего доклада.
   ИА "Альянс Медиа"