26.01.2005  Государство готовит контрнаступление на изготовителей поддельной продукции

   Россия буквально тонет в океане подделок. Доля фальсифицированной мясной продукции превышает 20%, фальсифицированная минеральная вода встречается в каждом третьем проверенном предприятии торговли.
   По результатам проверки 3800 предприятий, занимающихся изготовлением и реализацией лекарственных средств и медицинских препаратов, возбуждено 127 уголовных дел, к административной ответственности привлечено 1200 человек, изъято поддельной продукции, оборудования и иных материальных ценностей на сумму около 4 миллионов рублей. Даже неспециалист может сделать вывод, что выборочные проверки - капля в море. Выявлена и пресечена лишь толика огромного вредоносного бизнеса.
   В департаменте экономической безопасности Торгово-промышленной палаты РФ считают целесообразным рассмотреть возможность сокращения абсолютных и относительных показателей оценки поражения рынка контрафактной и фальсифицированной продукцией, так как отсутствуют единые источники информации по данному вопросу. Министерствами и ведомствами используются результаты только собственной отчетной работы, которые могут пересекаться друг с другом и в этой связи не отражать реального положения дел.
   Например, количество проведенных контрольными органами проверок может полностью или частично совпадать с количеством возбужденных уголовных дел или числом лиц, привлеченных к административной ответственности, хотя создается впечатление объективности данных.
   И на парламентских слушаниях, и в предпринимательском сообществе отмечается недостаточность мер, принятых до настоящего времени органами власти как в части совершенствования законодательства, так и в правоприменительной сфере. До сих пор крайне слабо участвуют в защите потребительского рынка от контрафактной и фальсифицированной продукции те, кому она причиняет основной ущерб: правообладатели и потребители. Даже корпорации, создавшие специальные службы по выявлению подделок своей продукции, ведут эту работу без какой-либо кооперации, в индивидуальном порядке выстраивая отношения с госорганами, уполномоченными на пресечение контрафакции.
   Специалисты и эксперты в области экономической безопасности утверждают, что масштабы распространения на российском потребительском рынке контрафактной и фальсифицированной продукции и размеры причиняемого ею ущерба представляют серьезнейшую угрозу не только предпринимателям-правообладателям и потребителям, но и экономическому развитию, общественной морали и международному престижу России, требуют формирования и реализации национальной программы, которая соединила бы правоустанавливающие и правоприменительные полномочия органов государственной власти и местного самоуправления с организационно-экономическим потенциалом и мотивацией правообладателей и потребителей.
   В частности, предлагается ускорить прохождение принятых к рассмотрению изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров", предусматривающего поправки статьи 180 Уголовного кодекса Российской Федерации (в части уточнения объективной стороны состава преступления, установления в качестве единственного квалифицирующего признака стоимости партии контрафактной продукции, усиления уголовной ответственности за преступление), а также статьи 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в части уточнения признаков правонарушения, увеличения размера административного штрафа, конфискации контрафактной продукции, материалов и оборудования, использованных для ее изготовления).
   При доработке данного законопроекта ко второму чтению считается целесообразным дополнить его новыми нормами, устанавливающими административную и уголовную ответственность за производство, транспортировку, хранение и распространение фальсифицированных товаров, в том числе лекарственных средств, и за незаконные действия в отношении технических и программных средств защиты объектов авторского и смежных прав и информации об их обладателях. Установить подсудность по делам об административных правонарушениях по ст. 14.10 исключительно судам общей юрисдикции, а также увеличить срок расследования по уголовным делам о незаконном использовании товарного знака. Потребуется внести соответствующие изменения в ст. 43 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
   Разумеется, необходимо внести ряд существенных изменений и в другие законодательные акты, чтобы борьба с фальсификатом приняла осмысленный и организованный характер.
   Примечательная деталь. Как правило, производством и реализацией фальсификата занимаются не кустари-одиночки, а легально зарегистрированные структуры. Оно и понятно. В противном случае грозила бы уголовная ответственность за незаконное предпринимательство.
   В связи с этим правообладателям торговых марок предлагается устанавливать санкции вплоть до расторжения договоров поставки, к дистрибьюторам и оптовым торговым организациям, участвующим в обороте контрафактной и фальсифицированной продукции, а также стимулировать тех дистрибьюторов и оптовые торговые организации, которые устанавливают подобные санкции к розничным торговым организациям.
   Эти меры осложнят пиратство, но вряд ли остудят азарт сверхнаживы. Радикальной мерой мог бы стать запрет заниматься предпринимательской деятельностью тем, кто уличен в производстве и сбыте контрафактной продукции.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам "Российской Газеты"