03.07.2009 Меры пенсионной реформы не обеспечат устойчивости пенсионной системы в целом Меры, принимаемые сегодня в России в рамках пенсионного реформирования, ориентированы на краткосрочное решение проблемы. Они оставляют открытыми перспективы долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы и с этой точки зрения чрезвычайно уязвимы – такое мнение выразил президент Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев, выступая 2 июля на заседании комитета ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям, посвященном обсуждению вопросов реформирования пенсионной системы РФ. Как пояснил эксперт, начиная с 2007 г., соотношение между пенсионерами и работающими плательщиками взносов неуклонно уменьшается, причем процесс уменьшения будет продолжаться. Поэтому, подчеркнул М. Дмитриев, любые краткосрочные меры по улучшению ситуации с пенсиями дадут небольшой эффект, если не будут подкреплены более устойчивыми долгосрочными источниками финансирования. М. Дмитриев напомнил, что основные меры, связанные с повышением пенсий, сводятся к четырем позициям: ускоренной индексации базовой части пенсии, валоризации, то есть переоценке прошлых пенсионных прав, повышению минимального размера трудовой пенсии до прожиточного минимума, а также повышению минимального размера социальной пенсии до прожиточного минимума. Ускоренная индексация, заметил он, уже сейчас происходит, в результате базовая часть пенсий поднимется к концу года на 30%. Валоризация, связанная с переоценкой предыдущего страхового капитала граждан, уже вышедших на пенсию, фактически не затрагивает прав будущих пенсионеров. В совокупности эти меры, заявил М. Дмитриев, обеспечивают беспрецедентный в истории России темп роста коэффициента возмещения. Если в 2007 г. соотношение средних трудовой пенсии и заработной платы составляло меньше 23%, то к 2010 г. оно возрастет почти до 36%. Такого роста – почти в 1,5 раза - российская пенсионная система не знала за всю свою историю. «Но эти результаты даются ценой достаточно тяжелых финансовых усилий», - констатировал глава Центра стратегических разработок, добавив, что стоимость всего пакета мер в 2010 г. оценивается почти в 2 трлн руб., или свыше 4% ВВП. Говоря о возможных последствиях указанных мероприятий, М. Дмитриев назвал, в первую очередь, повышение налогового бремени, дефицит федерального бюджета, сокращение доходов региональных и местных бюджетов. Весьма вероятно сокращение социальных расходов. Но самое главное - к 2011 г. коэффициент, скорее всего, снизится. Главный вывод, констатировал эксперт, таков: устойчивого развития пенсионной системы данный пакет в таком виде обеспечить не может. Для положительного результата необходимо, по его мнению, принять комплекс дополнительных решений, которые пока, к сожалению, не рассматриваются и не обсуждаются. Как считает аналитик, мерами, способными сильно повлиять на стабилизацию пенсионной системы, являются усиление стимулов для дополнительного накопления пенсии, увеличение государственного долга и финансирование пенсионной системы за счет долговых обязательств РФ. Но это увеличение будет наиболее эффективным при совмещении с масштабной приватизацией в пользу пенсионной системы. Кроме того более рациональной организации финансирования системы способны помочь меры, стимулирующие повышение возраста выхода на пенсию. М. Дмитриев сообщил также, что сегодня в данной сфере наблюдаются также текущие процессы – плановые меры по развитию пенсионной системы, которые влияют на возможности совершенствования негосударственного пенсионного обеспечения. Это, в частности, решение о диверсификации портфеля Внешэкономбанка, а также завершение работы над проектом закона о финансировании выплат из накопительной пенсионной системы. «Преимущество этого закона состоит в том, что фактически он дает некоторые конкурентные преимущества негосударственной накопительной системе», - подчеркнул президент Центра стратегических разработок. В частности, у негосударственных пенсионных фондов появляется широкая возможность предлагать гражданам по их желанию вместо пожизненной пенсии пенсию, выплачиваемую какой-то определенный период. Посредством НПФ россияне смогут в более ранние сроки получить основную часть накоплений, сформированных в период активной трудовой деятельности. Другие участники заседания, поддержав основные тезисы выступления М. Дмитриева, акцентировали внимание на различных проблемах, связанных с реформированием. Так, президент Национальной лиги управляющих Дмитрий Александров посетовал на то, что поправки к федеральному закону № 111, предусматривающему инвестирование средств для финансирования накопительной части пенсии, не защищают интересы управляющих компаний. «Про нас там нет ни слова», - заметил Д. Александров. Президент НП «НАПФ» Олег Колобаев указал на неэффективность пути реформирования, при котором решается, в основном, только задача обеспечения нынешних пенсионеров. Необходимо также, считает он, уделить внимание вопросу построения системы, которая позволяла бы ныне работающим обеспечить себе достойную старость. Председатель правления НАУФОР Алексей Тимофеев, затронув тему инвестиций в пенсионной сфере, отметил чудовищный, на его взгляд, недостаток российского фондового рынка – отсутствие на нем долгосрочного инвестора, который представляется обычно национальными негосударственными пенсионными фондами, институтами коллективного инвестирования. Управляющий директор УК «Метрополь» Анатолий Рабинович высказал мнение об отсутствии концепции рынка пенсионных инвестиций, что существенно тормозит работу в этой сфере. Он призвал управляющие компании объединиться в рамках в ТПП РФ и продвигать в органы законодательной власти идею четкой концепции и пенсионного законодательства, и пенсионной реформы, а также в рамках комитета ТПП выработать программу, соответствующую и интересам НПФ, и управляющих компаний. Данное предложение нашло отклик у многих участников заседания. ИА "Альянс Медиа" |