30.07.2002  Изменит ли что-то новый закон по налогообложению МП?

   25 июля с.г. Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон, вводящий с 1 января 2003 года упрощенную систему налогообложения для субъектов малого бизнеса. Новым законом предусматривается, что организации, перешедшие на новую систему налогообложения или на уплату единого налога на вмененный доход, освобождаются от уплаты налога на прибыль, НДС, налога с продаж, налога на имущество, единого социального налога (ЕСН). Индивидуальные предприниматели освобождаются от подоходного налога, налога с продаж и налога на имущество физических лиц. При этом для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей сохраняется обязанность уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Налог на вмененный доход будут выплачивать предприниматели, чья деятельность, как правило, относится к сфере услуг. Ставку налога предполагается установить в 15%, как и в настоящее время. Регионы будут самостоятельно решать вопрос о введении на своей территории этой системы налогообложения. Однако, если региональными властями будет принято соответствующее решение, предприниматели, входящие в список плательщиков единого налога на вмененный доход, будут обязаны перейти на эту систему. Предприятия, которые не будут платить единый налог на вмененный доход, объем годовой выручки которых не превышает 15 млн. руб., а численность работающих не превышает 100 человек, смогут в соответствии с принятым законом воспользоваться упрощенной системой налогообложения. Предприниматели, перешедшие на данную систему налогообложения, могут платить налог с дохода (6%) или с прибыли (15%). В случае отсутствия прибыли предприниматель будет обязан выплатить налог в размере 1% от выручки. Малые предприятия могут вычитать из налогооблагаемой базы, в том числе проценты по кредитам, арендные платежи, командировочные расходы, расходы на рекламу.
   Не в праве применять упрощенную систему налогообложения организации, имеющие филиалы и представительства, банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, организации, у которых стоимость амортизируемого имущества, находящегося в их собственности, превышает 100 млн. руб., ломбарды, предприятия, занимающиеся производством подакцизных товаров и минерального сырья, игорный бизнес, нотариусы, занимающиеся частной практикой, участники СРП.
   Однако, как уже отмечали многие эксперты, налоговой революции не получилось.
   Налог с разницы между доходами и расходами пугает малых предпринимателей тем, что порождает сложную отчетность. Сохраняется невозможность добровольно платить НДС и крайне низкий оборот - 15 млн руб. в год. Далее, не разрешается предпринимателям вычитать из прибыли такие расходы, как оплата телефонных переговоров, Интернета, почты, выплата процентов по кредиту, расходов на рекламу, охрану, пожарную сигнализацию, сертификацию, рекламу и специального социального страхования. Разрешить предпринимателям переход с «упрощенки» на обычную систему налогов только по окончании налогового периода - 1 год. Право обратного перехода на упрощенную систему появится только через три года после того, как они отказались от «упрощенки», сообщает газета «Ведомости».
   Правительственные законопроекты лишают россиян права завести свое дело, считает зампред думского комитета по бюджету Оксана Дмитриева. По ее словам, снижение налогового бремени, которое правительство провело одновременно с ликвидацией льгот, никак не сказалось на положении малого бизнеса - судя по тому, как уменьшается количество занятых в этой сфере. В 1995 г. в малом бизнесе были заняты 13 млн человек, в конце 2001 г. - всего 7,5 млн. И тенденция эта сохраняется. О. Дмитриева отмечает, что подавляющее большинство малых предприятий остается на общем режиме налогообложения. В настоящее время из 4,5 млн индивидуальных предпринимателей в стране лишь 1,5 млн перешли на вмененный налог и несколько сот тысяч - на «упрощенку». Из 800 тыс. малых предприятий только 67 тыс. перешло на упрощенную систему и около сотни работает со вмененным доходом. Общий режим выгоднее, считает О. Дмитриева, но только в тех субъектах федерации, которые не воспользовались правом задавать свои правила игры при переходе малых предпринимателей на упрощенную систему налогообложения. Новый вариант закона с ограничениями по обороту в 15 млн рублей сводит малый бизнес к продаже семечек да вязаных шапочек, полагает О. Дмитриева.
   С зампредом думского комитета полностью согласны и другие эксперты.
   «Этот закон угробит индивидуальных предпринимателей», - говорит руководитель экспертного совета по налогам при бюджетном комитете Андрей Макаров. Руководство бюджетного комитета считает, что концептуальные промахи законопроекта неустранимы. Особенно огорчает то, что закон отменяет действующую патентную систему для индивидуальных предпринимателей, которых, по словам депутата Николая Гончара, в России 4,5 млн человек. Стоимость патента ничтожно мала - например, в Москве предприниматели без образования юридического лица (ПБОЮЛы) в первый год своего существования платят 1200 руб., во второй - 2400 руб., а потом - 4800 руб. При этом ПБОЮЛы могут заниматься практически любым бизнесом, кроме производства подакцизной продукции - водки, табачных и ювелирных изделий.
   Когда-то патент заменял индивидуалам все налоги, включая подоходный, но в последние два года он сильно потерял в преимуществах, говорит один из лидеров профсоюза предпринимателей «Лига свободы» Андрей Насонов. Сначала индивидуалов обложили НДС, а, начиная с 2002 г., они платят еще и ЕСН, причем за работников - с фонда оплаты труда, а за себя - с 1% от оборота. Патентная система распространялась на предпринимателей, чья выручка не превышает 10 млн руб. в год, - это розничные торговцы, владельцы небольших кафе и парикмахерских, мастерских по ремонту обуви и часов.
   Но даже несмотря на введение ЕСН (который, кстати, этим же законом отменяется задним числом с 1 января 2002 г.), у патентной системы сохранялось несомненное преимущество. По словам члена комитета РСПП по налоговой политике Геннадия Лебедева, ПБОЮЛы полностью застрахованы от налоговых проверок. Если их оборот превысит годовой лимит, то, начиная со следующего года, они будут вынуждены перейти на обычные налоговые условия, но доплачивать при этом налог за прошлый год не придется, говорит Лебедев. «Теперь налоговики будут приходить с проверками, говорить, что расходы учтены необоснованно, что компьютер куплен не для работы, а чтобы в игры играть», - опасается бизнесмен. К тому же предпринимателям придется нанимать бухгалтеров, которые стоят гораздо дороже патента. После вступления новой главы НК в силу предприниматели, по оптимистическому прогнозу Лебедева, уйдут в тень, а по пессимистическому - исчезнут вовсе. Как считают в ТПП РФ, необходимо было исключить ограничение по объему годовой валовой выручки налогоплательщика, имеющего право применять упрощенную систему налогообложения, или установить его на уровне 60 млн. руб.
   Новое законодательство, считает Андрей Цыганов, зам. министра по антимонопольной политике, ключевых проблем налогообложения малого предпринимательства не решает, потому что режим налога на вмененный доход, упрощенная система налогообложения уже есть в России. Не исчезают проблемы растущих предприятий, напротив, введены достаточно жесткие и необоснованные с точки зрения нормального экономического подхода, ограничения. Новый закон не стимулирует рост малого бизнеса, стимулирует консервацию маленьких, малоэффективных, не стремящихся к развитию предприятий. И, по его мнению, «бизнес инновационный, бизнес, который стремится к внедрению новых технологий, к экспансии на рынке, не получает ничего от тех налоговых решений, которые предложены».
   Как заявил в интервью «Веку» эксперт комитета РСПП по бюджетной и налоговой политике С. Воскресенский, закон предусматривает не только сложную систему отчетности, но и сложный переход из одной системы уплаты налогов в другую, также предусматриваются репрессивные меры, если предприятие будет быстро развиваться и перестанет быть малым. Кроме того, новый закон оставляет пенсионные начисления. Это означает, что предприятие, состоящее из двух человек, вынуждено нанимать бухгалтера, который будет сдавать отчетность в Пенсионный фонд по 10 кг в год. К тому же с учетом зарплаты бухгалтера предприятие может быть нерентабельным, заявил эксперт.
   Даже сенаторы при обсуждении закона указали правительству на ряд существенных юридических недоработок документа. Например, законопроектом предусмотрено ограничение, согласно которому на упрощенную систему налогообложения могут перейти те налогоплательщики, чья выручка «за налоговый (отчетный) период» не превышает 15 млн руб. Между тем налоговый период - это год, а отчетный - квартал (три месяца). То есть складывается такая ситуация: в первом квартале доход налогоплательщика составляет не больше 15 млн руб., во втором - еще 15 млн руб. и так далее. За год набегает 60 млн руб. По мнению экспертов бюджетного комитета СФ, по смыслу законопроекта получается, что и такой налогоплательщик может работать по упрощенной системе налогообложения. Правительство рассчитывало, что эта сумма не должна превышать 15 млн руб. именно за весь год. Правда, руководитель департамента налоговой политики Министерства экономического развития и торговли Михаил Орлов заявил, что «никакой проблемы здесь нет». По его словам, сумма должна рассчитываться нарастающим итогом - три месяца, шесть месяцев, девять месяцев, год. Тем не менее, возможность двоякого толкования этого положения законопроекта здесь налицо.
   В ходе обсуждения закона по налогообложению в общественных организациях предпринимателей также указывалось на его многочисленные недостатки. Так, на заседании Общественно-экспертного совета по МП при мэре и правительстве Москвы было высказано мнение, что данный документ оставляет нерешенными ряд вопросов, усиливает налоговую нагрузку на отдельные категории налогоплательщиков и содержит многочисленные недостатки. Были обозначены некоторые из них: не обеспечивается создание для субъектов малого предпринимательства единой полноценной системы налогообложения, учета и отчетности; законопроект не решает проблему уплаты НДС, возникающей у покупателей продукции малых предприятий; применяющим упрощенную систему индивидуальным предпринимателям не разрешается осуществлять уплату единого налога путем оплаты стоимости патента на осуществление определенного вида деятельности; не предусмотрена замена единым социальным налогом всех видов налоговых платежей, а только уплаты налога на прибыль, НДС, налога с продаж, на имущество, единого социального налога (за исключение страховых взносов в Пенсионный фонд) и многое другое. Существенным недостатком, по мнению ОЭС, являются и ограничения разрешенного для малых предприятий годового дохода (не более 15 млн. руб.), что явно ограничивает развитие бизнеса. Еще одним из важнейших недостатков является отсутствие добровольности перехода на единый налог на вмененный доход. Общее мнение членов совета таково: закон об упрощенной системе кажется достаточно привлекательным для предпринимателей, но поскольку на него может перейти только небольшая группа малых предприятий, то становится ясно, что в целом ситуация не изменилась.
   Евгений Егоров, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства правительства Москвы предвидит, что после вступления закона в силу как прежде не применяли упрощенную систему налогообложения, так и сегодня не будут применять; как вчера не платили налоги, так и сегодня не будут. Было много шума, много разговоров, но реально все осталось так, как оно есть.
   ИА "Альянс Медиа"