06.10.2008  В России мало механизмов государственно-частного партнерства

   На круглом столе, состоявшемся 6 октября в Торгово-промышленной палате РФ и посвященном практике работы Инвестиционного фонда РФ, выступил начальник управления Внешэкономбанка Михаил Перевозов, сделавший главной темой своего выступления государственно-частное партнерство (ГЧП).
   По его мнению, общим определением ГЧП может служить привлечение частного сектора к исполнению задач публичного (государственного, общественного) на условии компенсации затрат и разделения рисков.
   «Оформление отношений между государством и бизнесом чрезвычайно громоздко, зато прозрачно: все риски, связанные с удорожанием строительства объекта, затягиванием строительства берет на себя бизнес, и, поверьте, неплохо себя чувствует в этой ситуации. Помимо прочих выгод, ГЧП развивает частную инициативу», - отметил М.Перевозов.
   Суть ГЧП, таким образом, заключается в кредитовании бизнесом государства, и набор сфер для применения ГЧП практически не ограничен – это и транспорт, и связь, и энергетика, не говоря уже о сфере ЖКХ, строительстве объектов социальной сферы и здравоохранения, а также безопасности, правопорядка и обороны.
   «К сожалению, схема работы Инвестиционного фонда РФ использует возможности ГЧП в усеченном виде: государственные средства, согласно ей, идут на гособъекты, а частные – на частные, в результате не наступает ответственности за отсутствие взаимодействия разных частей проекта. Например, несколько раз уже возникала такая ситуация: завод построен, а пути к нему не подведены, и наоборот. На стадии документа такие важные, структурообразующие вещи почему-то не учитываются», - заметил М.Перевозов.
   Внешэкономбанк готов, пообещал он, выступать в роли инвестиционного консультанта всякий раз, когда это понадобится, однако следует в ближайшее время рассмотреть и другие виды государственной поддержки инвестиций, кроме средств Инвестиционного фонда, которые, по мнению М.Перевозова, тратятся «безвозвратно и на «беспроцентной основе».
   Как возмущенно заметил после управляющий партнер «Вегас-Лекс» Альберт Еганян, в последнее время к ГЧП журналисты стали относить чуть ли не все подряд касающееся отношений государства с любыми поставщиками услуг - от юридических до бытовых.
   «Скоро бабушка, продающая семечки у краевого собрания, будет членом ГЧП только потому, что продает свои семечки чиновникам», - экстраполировал ситуацию А.Еганян.
   Опрос, проведенный экспертами «Вегас-Лекс» среди менеджеров компаний, уже согласовавших свои инвестиционные проекты с фондом или находящихся в процессе согласования, показал, что самой сложной стадией согласования из четырех (комплектование заявки, согласование ее в госорганах, одобрение проекта, исполнение проекта) является именно первая, затем, по степени убывания сложности, последняя, четвертая.
   «В России всего восемнадцать механизмов частно-государственного партнерства, этого для успешного развития сферы явно недостаточно. Еще на стадии комплектования заявки следует учитывать не только взаимодействие, а порой и взаимное наложение различных механизмов финансовой и другой поддержки, включая Инвестиционный фонд, но точно просчитывать отношения собственности и доходов между всеми партнерами проекта», - посоветовал А.Еганян.
   По его мнению, слабость сферы ГЧП диктуется и тем, что бизнес старается не кредитовать проекты за счет собственных средств, в то время как государство готово отдать свои средства. Подобная несогласованность нередко приводит к отзыву и переработке заявки с учетом изменившихся обстоятельств, что уже является значительной потерей времени.
   Участники круглого стола приняли по его итогам резолюцию об улучшении взаимодействия инвесторов с государством на площадке Инвестиционного фонда РФ.
   ИА "Альянс Медиа"