28.10.2010  В ТПП РФ обсудили проблемы и перспективы ГЧП

   Тема государственно-частного партнерства сейчас не столь популярна как раньше, однако этот вид взаимодействия государства и бизнеса и сегодня может быть весьма эффективным – такое мнение высказали многие участники заседания Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по инвестиционной политике. Заседание на тему «Государственно-частное партнерство: опыт, проблемы, перспективы» состоялось в ТПП РФ 28 октября.
   Судя по словам председателя Комитета ТПП РФ по инвестиционной политике Антона Данилова-Данильяна, основная проблема государственно-частного партнерства (ГЧП) в том, что ему сегодня не уделяется должного внимания. Если около пяти лет назад об этом виде взаимодействия власти и предпринимательского сообщества много говорили, в частности, обсуждались его механизмы, необходимость формирования законодательной базы, предпринимались попытки организации соответствующих проектов. Затем грянул финансово-экономический кризис, и тема ГЧП отошла на второй план. Сегодня же, после того как миновала острая фаза кризиса, доминирующей стала идея модернизации. Кампания по внедрению проектов ГЧП «ушла в тень», сама тема стала немодной, констатировал А.Данилов-Данильян, тем не менее работа по этой линии ведется, механизмы действуют.
   Директор Центра государственно-частного партнерства Внешэкономбанка Александр Баженов считает, что для анализа нынешней ситуации с ГЧП необходимо, во-первых, определить четко и внятно, что такое ГЧП, во-вторых, из-за изменения экономической модели поменять ожидания, связанные с партнерством. Кроме того, постараться понять, почему в том или ином случае государство соглашается выступить партнером, нести ответственность. По мнению А.Баженова, предметом ГЧП должны быть проекты в тех отраслях, в которых государство может брать на себя обязательства, тратить деньги. Территориальное развитие, городское хозяйство, социальная сфера, безопасность, правопорядок, оборона, государственное управление – вот примерный список направлений деятельности, в рамках которых может применяться ГЧП, отметил он. «Все остальное может быть социальной ответственностью, благотворительностью, складчиной, специальными формами содействия частному бизнесу», - сказал А.Баженов.
   При осуществлении проектов ГЧП необходимо, на взгляд А.Баженова, придерживаться следующих принципов, выработанных международной практикой. Первый: государство является заказчиком. Второй: государство заказывает те работы, в которых оно заинтересовано, при исполнении которых оно может брать на себя ответственность. Третий принцип: поскольку речь идет о партнерстве, стороны должны делить риски, компетенции. Например, государство может привлекать частный бизнес к управлению городским хозяйством при наличии у бизнеса соответствующих компетенций. Четвертый принцип: работа должна проводиться на условиях разделения ответственности. В этой связи государственно-частное партнерство неизбежно оказывается необходимым инструментом развития общественной инфраструктуры, резюмировал А.Баженов.
   Заместитель председателя Комитета ТПП РФ по инвестиционной политике Иван Родионов напомнил, что за рубежом ГЧП стало активно внедряться с целью резкого сокращения бюджетных расходов. В России такой задачи не стояло, поскольку тема ГЧП стала актуальной в начале 2000-х, когда бюджет был профицитным. Тогда государство осознало, что бизнес окреп и способен участвовать в программах, которые власти считают необходимыми.
   Как считает И.Родионов, проекты ГЧП – это не панацея. Опыт многих стран показывает, что не всегда эта работа дает высокий эффект. Зачастую происходит просто перенос проблем во времени. И поэтому развитие идеи подобного партнерства должно идти при осмыслении состояния бюджета.
   В условиях перехода к инновационной модели экономики сотрудничество бизнеса и государства должно вестись по нескольким направлениям, убежден И.Родионов. Во-первых, государство финансирует науку, стимулирует ученых на создание перспективных разработок. Бизнес проводит на разумных условиях капитализацию научных идей, несмотря на то, что, как правило, результаты научных исследований трудно поддаются капитализации. Во-вторых, должно быть налажено взаимодействие в области создания и развития инфраструктуры, предусматривающей бизнес-инкубаторы, технопарки, особые экономические зоны. В рамках третьего направления следует развивать инвестиционное партнерство и в рамках четвертого – создавать и развивать источники финансирования, в частности, венчурные фонды.
   На заседании также прозвучали доклады об использовании ГЧП в создании фондов прямых инвестиций, в деятельности по развитию регионов России. В заключение участникам было предложено оформить свои рекомендации по ГЧП и прислать их в Комитет ТПП РФ по инвестиционной политике. Все предложения будут изложены в документе, который, как планируется, будет направлен в органы государственной власти РФ.
   ИА "Альянс Медиа"