16.04.2006 Операторы связи проверят своих абонентов К лету 2006 г. все российские операторы связи смогут проверить своих абонентов по единой базе должников на наличие долга перед конкурентами и банками. Пока такая база работает для трех сотовых операторов – МТС, «ВымпелКома» и «МегаФона», позволяя компаниям получать информацию о задолжавших сотовых абонентах. Однако в июне 2006 г. база пополнится списком банковских должников, а позже и должниками перед коммунальными службами. Доступ к новой базе данных планируется предоставить всем операторам связи России, включая и операторов дальней связи. Сами операторы, признавая пользу существования такой базы, решение об участии в ее создании пока не приняли. Созданием базы должников занимается некоммерческое партнерство Национальное кредитное бюро (НКБ). Оно организовано в июне 2003 г. для пропаганды идеи формирования в России института кредитных историй. Участниками бюро стали Торгово-промышленная палата РФ, Главный межрегиональный центр обработки информации Госкомстата РФ, российское представительство международного кредитного агентства Dun and Bradsteet и издательский дом «Экономическая газета». В рамках партнерства создана крупнейшая в России система предоставления информации о предприятиях России и их финансовой устойчивости. Пока НКБ включает в себя миллион сотовых абонентов МТС, «ВымпелКома» и «МегаФона», задолжавших своим операторам. Летом 2005 г. операторы создали совместную систему D-Telecom по обмену информацией о недобросовестных клиентах и мошенниках, которую администрирует НКБ. Схема расчетов сотового оператора с НКБ проста: оператор оплачивает услуги бюро посредством ежемесячной абонентской платы, которая исчисляется в сотнях долларов. «Переговоры с «большой тройкой» шли более двух лет. Сейчас через эту базу проходят все новые подключения этих операторов. У нас в базе более одного миллиона человек с непогашенной задолженностью перед оператором», – сказал генеральный директор НКБ Владимир Малеев. Вскоре соглашение с НКБ могут подписать и крупные фиксированные операторы, говорит он. «Мы планируем охватить весь телекоммуникационный рынок», – делится своими планами Владимир Малеев. Затраты на участие в «каталоге» стоят того, ведь ежегодно недобросовестные абоненты недоплачивают только «большой тройке» сотовых операторов около 20 млн долл. Участие в создании базы данных может быть полезно и операторам дальней связи. «До сих пор «Ростелеком» мог заблокировать «восьмерку» своим должникам. Однако сейчас по мере демонополизации дальней связи такая мера просто перестает действовать. Ведь задолжавший абонент просто сможет выбрать другого оператора», – объясняет Владимир Малеев. Он также отмечает, что для участия в его проекте одного желания со стороны оператора недостаточно, необходимо внести соответствующие изменения в текст договора с абонентом, настроить IT-блок и биллинговые системы. Пока в базе НКБ оператор может проверить своего абонента лишь на наличие задолженности перед другими сотовыми операторами, но вскоре список сервисов заметно расширится. «В мае 2006 г. сотовые операторы получат доступ к базам неплательщиков и по банковским кредитам. Банки также будут иметь доступ к этой информации», – говорит Владимир Малеев. Он отметил, что переговоры с организациями, взимающими плату за коммунальные платежи с населения, уже ведутся. Однако сотрудничеством с НКБ сотовые операторы не ограничиваются. «Необходимо работать с несколькими кредитными бюро на территории России», – подчеркивает пресс-секретарь «ВымпелКома» Юлия Остроухова. На сегодняшний день в списке партнеров «ВымпелКома» значится НКБ, Experian и Global Payments Credit Services. Последние две компании предоставляют информацию о кредитных рейтингах абонентов, желающих подключиться к сети оператора. Рейтинги вычисляются на основе кредитной истории абонентов (размеров, взятых в разных банках кредитов, и аккуратности их погашения). Сами кредитные истории остаются конфиденциальными. ИА "Альянс Медиа" по материалам RBC Daily |