01.09.2005 Участники рынка производства и продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции анализируют принятые законодательные изменения В среду в «Президент-отеле» состоялась конференция на тему: «Основные проблемы, возникающие в регулировании оборота алкогольной продукции на территории РФ в 2006 году и возможные пути их решения». Холдинг «Винный мир», выступивший организатором конференции, выбрал эту тему для конференции в связи со вступлением в силу с 1 января 2006 года изменений в законодательстве РФ в сфере оборота алкогольной продукции. В частности, изменений, обусловленных принятием Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Мероприятие провел Петр Каныгин, председатель совета директоров холдинга «Винный мир», председатель подкомитета по предпринимательству в сфере оборота алкогольной продукции Комитета ТПП РФ по предпринимательству в аграрно-промышленной сфере. Он подчеркнул, что никто из участников рынка не ожидал, что принятый закон станет таким революционным. В настоящее время, по его словам, идет осмысление принятых законодательных изменений бизнес-сообществом. Но уже сегодня, отметил он, становится ясно, что принятый закон может повлечь за собой немало проблем для участников рынка производства и продажи алкогольной продукции. Кроме того, как сообщил П.Каныгин, для вступления обозначенного выше закона в силу необходимо принять ряд вспомогательных нормативных актов, в разработке которых должны принять непосредственное участие отраслевые союзы и ассоциации. Более подробно о том, какие законодательные изменения последуют вслед за принятием закона «О внесении изменений в ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» рассказал Павел Шапкин, президент Национальной алкогольной ассоциации. Он напомнил, что с тех пор, как подготовкой изменений в законодательство стало заниматься МЭРТ, многое из закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» было исключено. Во-первых, из-под действия закона выведена деятельность по производству и обороту натуральных напитков с содержанием этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, исключено квотирование на закупку этилового спирта, фактически отменен порядок установления минимальных цен на водку. Во-вторых, законопроект в части соблюдения норм по качеству алкогольной продукции, норм стандартов приведен в соответствие с законом о техническом регулировании. Кроме того, отменена регистрация наименований алкогольной продукции, отменена регистрация основного технологического оборудования, а вместо регистрации в статью 19 закона включена норма, определяющая порядок лицензирования. П.Шапкин также сообщил, что из предметов ведения субъектов РФ исключены все нормы, относящиеся к контролю качества, вместе с тем субъектам РФ дается право вводить декларирование, устанавливать порядок и форму представления декларации о реализации алкогольной продукции организациями розничной торговли. При этом, как отметил докладчик, индивидуальные предприниматели с 1 июля 2006 года не будут иметь право осуществлять розничную продажу алкогольной продукции, это право остается только у организаций. Субъектам РФ дается право устанавливать требования по минимальному уставному капиталу для организаций, осуществляющих розничную продажу, но не более чем в объеме 1 млн рублей. П.Шапкин подчеркнул, что производство этилового спирта, согласно новому закону, вправе "осуществлять казенные предприятия и иные организации, имеющие оплаченный уставной капитал в размере не менее 10 млн рублей". Принятые законодательные изменения, по его словам, также исключают нормы по ограничению возможностей импорта и экспорта этилового спирта только государственными предприятиями или предприятиями, у которых контрольный пакет акций в руках государства. П.Шапкин заявил, что в значительной степени произошла либерализация «алкогольного» законодательства, но, с другой стороны, вводятся новые механизмы регулирования рынка, которые могут усложнить процесс производства и продажи алкогольной продукции. В частности, в законе вводится понятие Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС), вводятся дополнительные требования по вводу технологии нанесения федеральной и акцизной марок, а также порядок считывания с них штрихкода. Вводится новое требование по учету объема производства и оборота этилового спирта и алкогольной спиртосодержащей продукции в целях соответствия той информации, которая должна быть в ЕГАИС. П.Шапкин также сообщил, что введен новый вид лицензии – на оборот спиртосодержащей непищевой продукции. Тему конференции продолжил Осман Парагульгов, президент НО «СУАР». Он сообщил, что ФЗ от 21 июля 2005 года 102-ФЗ с 1 января 2006 года вводит новый порядок лицензирования импорта и маркировки алкогольной продукции. В частности, отменяется лицензирование вида деятельности по импорту алкогольной продукции, при этом сохраняется лицензирование импорта отдельных товаров. О.Парагульгов считает, что в целях недопущения негативных явлений на алкогольном рынке страны, которые могут возникнуть в связи с отменой лицензирования деятельности по импорту алкогольной продукции, необходимо ускорить принятие Правительством РФ решения об установлении разрешительного порядка импорта алкогольной продукции. Анализ технических возможностей по обеспечению выполнения предусмотренных законом новых требований к маркировке импортной продукции акцизными марками в установленные сроки показывает, что импорт алкогольной продукции в 2006 году может сократиться в 4 раза с потерей поступлений в бюджет только по акцизам в сумме около 2 млрд рублей. По словам О.Парагульгова, одновременно за счет дополнительных финансовых затрат на ручные операции по маркировке произойдет существенное повышение цен на импортную алкогольную продукцию, что, в свою очередь, подхлестнет оборот нелегальной, некачественной продукции. В качестве альтернативного варианта он предложил наносить акцизную марку со штрихкодом за рубежом. Для реализации альтернативного варианта необходимо внести соответствующие поправки в 102-ФЗ, отметил он. Для реализации нового порядка маркировки акцизными марками алкогольной продукции, ввозимой на таможенную территорию РФ, заблаговременно, до 1 января 2006 года, правительству необходимо подготовить и принять ряд нормативно-правовых актов, для участия в разработке которых создана и уже приступила к работе Временная рабочая группа бизнес-собщества при подкомитете по предпринимательству в сфере производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции Комитета ТПП РФ по предпринимательству в аграрно-промышленной сфере. Заместитель директора по науке ФГУП «НТЦ «Атлас» ФСБ России» Михаил Симонов подробнее рассказал о целях и задачах вводимой ЕГАИС. По его словам, ЕГАИС преследует следующие цели: защита экономических интересов РФ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, повышение налоговых поступлений в бюджет за счет вытеснения с рынка контрафактной продукции, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также повышение ее качества; организация и осуществление государственного учета и отчетности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; предоставление полной и объективной информации заинтересованным министерствам и ведомствам для проведения контроля за соблюдением соответствующих норм законодательства; ликвидация региональных барьеров, мешающих свободной конкуренции среди производителей этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. М.Симонов отметил, что в основу построения ЕГАИС должно быть положено единство трех составляющих: программно-технических комплексов, предназначенных для создания и ведения информационного банка данных о производстве и обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, позволяющего проследить весь путь движения продукции от производителя этилового спирта до конечного потребителя алкогольной продукции путем сбора, анализа и сравнения информации от каждого звена; специальных федеральных и акцизных марок, защищенных от подделки и повторного использования и несущих информацию об алкогольной продукции, производителе и гарантии производителя за ее качество; подсистемы контроля, обеспечивающей оперативные проверки оптовой и розничной торговли. В ходе конференции предприниматели выразили беспокойство о том, не придется ли им нести дополнительные финансовые расходы в связи с введением ЕГАИС. М.Симонов подчеркнул, что если программное обеспечение для применения ЕГАИС будет устанавливаться государством бесплатно, то оборудование предпринимателям придется покупать за свой счет. Завершающим конференцию стало выступление Владимира Цыганкова, исполнительного секретаря Комитета по предпринимательству в аграрно-промышленной сфере ТПП РФ. Он сообщил, что с целью предотвращения возможности остановки импорта в РФ алкогольной продукции бизнес-сообществу необходимо консолидироваться при подготовке проектов регламентирующих документов по введению в действие ФЗ №102. Для начала, как сообщил В.Цыганков, необходимо выйти в МЭРТ с предложением сформировать Экспертный совет по вопросам государственного и негосударственного регулирования (саморегулирования) предпринимательской деятельности в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; проинформировать МЭРТ и Правительство РФ о готовности отраслевых объединений принять участие в экспертизе и обсуждении проектов нормативных правовых актов, создать соответствующую рабочую группу. В.Цыганков подчеркнул, что при подготовке нормативных актов, регулирующих импорт алкогольной и спиртосодержащей продукции в РФ, необходимо учесть европейский опыт. Так, по его словам, проанализировав опыт ЕС, можно сделать вывод о том, что в России необходимо совершенствовать систему сертификации и конкретизировать задачи Роспотребнадзора и органов власти субъектов РФ по усилению контроля алкогольного рынка, сделать этот контроль действенным. Участники мероприятия договорились о том, что будут продолжать анализировать принятые законодательные изменения, а также последствия их принятия. Соответствующие предложения по корректировке закона будут направляться в подкомитет. После чего и будет сформулирован итоговый документ, содержащий предложения в нормативный правовой акт Правительства РФ, определяющий порядок проведения мероприятий по государственному контролю (надзору) за выполнением требований законодательства РФ в области обеспечения безопасности и защиты прав потребителей в отношении алкогольной продукции. ИА "Альянс Медиа" |