05.03.2009  Нижегородская область: в ТПП обсудили развитие турбизнеса в условиях кризиса

   
   В конце февраля председатель общественного комитета по туризму ТПП Нижегородской области, советник аппарата ТПП НО Татьяна Смайл приняла участие в обсуждении на тему «Туристический бизнес в условиях кризиса: проблемы и перспективы» в рамках заседания комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности.
   Всемирный совет по туризму и путешествиям WTTC прогнозирует, что прирост международного туризма в 2009 году не превысит 0,5%. По данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО), в качестве основных причин снижения темпов роста показателей в туризме можно указать растущую во всем мире инфляцию, а также нарастающее беспокойство в обществе, связанное с экономической нестабильностью, и как следствие, сокращение бюджетов на отдых и путешествия.
   В своем вступительном слове председатель комитета Юрий Барзыкин отметил, что туристская отрасль находится на стыке с другими отраслями и сильно от них зависит. Рост цен на транспортные расходы, проблемы в строительной отрасли моментально сказываются и на сфере туризма. Г-н Барзыкин подчеркнул, что после стабилизации положения отрасль, безусловно, будет иной. Устоять смогут не все, и здесь очень важна поддержка государства. По его мнению, необходимы эффективные меры, которые смогли бы стать катализатором обеспечения внутреннего и въездного туризма. Часть из них уже предпринята - это решение субсидировать студентам и пожилым людям в летний период перелеты из восточных регионов в европейскую часть. По словам Юрия Барзыкина, представляется важным, чтобы аналогичное решение последовало бы и для железнодорожных перевозок. Таким образом, один из методов - эго регулирование тарифов.
   Заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Евгений Писаревский подчеркнул, что во всем мире существует понятие социального туризма. Суть его – да сделать отдых доступным для всех слоев общества. Это возможно сделать только при условии применения налоговых рычагов, чтобы те, кто организует отдых, могли его предложить для людей с низким уровнем достатка, в том числе студентам, многодетным семьям, пенсионерам. Органы местного самоуправления должны самостоятельно развивать туризм на своей территории, естественно, в тесном контакте с местным бизнесом. В результате могут появиться совершенно новые, оригинальные и перспективные маршруты.
   Заместитель директора департамента туристской деятельности и международного сотрудничества Министерства спорта, туризма и молодежной политики Игорь Еремин также поддержал идею социального туризма, отметив, что впереди предстоит серьезная работа в тесной связи с Министерством финансов РФ.
   Ряд проблем поднял в своем выступлении директор группы компаний «СНП-тур» Андрей Головин. По его словам, кризис вносит свои коррективы: многие зимние курорты и дома отдыха были полупустыми. Не ясно пока, как будут обстоять дела летом. Тут многое зависит, в частности, от инфраструктуры, которая развита недостаточно. Серьезной помехой для турбизнеса становится монополистическая ценовая политика перевозчиков. «Наши цены на железнодорожные и авиаперевозки по отношению к средним заработкам россиян бьют все мировые рекорды своей запредельностью», - сказал г-н Головин.
   Огромное количество потенциальных туристов из-за этого вынуждено проводить отпуск дома. По мнению директора группы компаний «СПН-тур», без госрегулирования ситуацию не исправить.
   Еще один сложный вопрос – это обязательное финансовое обеспечение, которое тяжким бременем ложатся на турфирмы. Один из возможных путей решения - «привязать» размер финансового обеспечения к показателям оборота компании.
   Участники обсуждения проанализировали обзоры СМИ о состоянии туристской отрасли в настоящее время и согласились с некоторыми выводами:
   Что произошло плохого?
   • По мнению туроператоров, туризм в России вошел в кризис раньше других отраслей экономики: повышение цен на авиаперевозки, рост тарифов, стоимости турпакетов и др.
   • Падение спроса на туруслуги за рубежом и по стране, особенно среднего уровня. «Глубина» и уровень продаж значительно ниже уровня прошлого года.
   • К моменту кризиса между туроператорами не выработаны действенные механизмы взаимодействия на рынке, не созданы системы коллективной безопасности.
   • По оценкам экспертов и данным региональных туристических администраций сокращение турагентств началось в мае 2008 года, а в ноябре-декабре количество закрывшихся из-за финансовых проблем турагентств уже превысило 10% от общего количества в стране.
   Что произошло хорошего?
   • ЮНВТО считает, что туризм показывает большую устойчивость, чем другие сектора экономики, такие как строительство, продажа недвижимости или машиностроение.
   • Отдых для современного человека, по мнению экспертов в области социологии и туриндустрии. перестал быть просто удовольствием или роскошью, а превратился в неотъемлемую часть жизни. Кризис вызовет еще большую потребность в отдыхе и реабилитации населения.
   • Спрос на качественные лечебно-оздоровительные программы и спа-процедуры. которые предлагают российские санаторно-курортные организации, будут востребованы даже в условиях кризиса.
   • По прогнозам Ростуризма, увеличение объема внутреннего туризма в России ожидается на уровне 4-5%.
   • В целом для России в перспективе кризис должен позитивно сказаться на платежном балансе страны в результате сокращения выездного туризма и оттока капиталов, а это порядка 20 млрд долларов ежегодно.
   • Ожидается, что возрастет спрос на отечественные туристско-курортные услуги.
   • Кроме того, падение курса рубля приводит к тому, что Россия становится более привлекательной страной для иностранцев, чем ранее.
   Что прогнозируется?
   • Ускорятся тенденции укрупнения бизнеса, произойдут процессы слияния и поглощения как на российском, так и на международном рынках.
   • Могут быть заморожены долгосрочные проекты, такие как строительство туристской инфраструктуры, в том числе отелей, покупка розничных сетей.
   • Сократятся расходы на продвижение турпродуктов, дорогостоящую имиджевую рекламу.
   • Туроператорам приходится сокращать число чартеров и мест в гостиницах, выстраивать бизнес так, чтобы избежать переизбытка предложения, грозящего убытками, а значит, у туриста будет меньше возможностей улететь в тот же Египет или Турцию по низкой цене.
   • Предполагается также, что сами туристы будут отдавать предпочтение лучшему соотношению цены качества, спрос сконцентрируется на более экономичных турах.
   По итогам заседания было принято решение комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности, в котором, в частности, говорится, что Россия может «выиграть борьбу» за туристов только в случае совершенствования всей сферы туристской экономики в направлении создания конкурентоспособного российского турпродукта и значительного роста туристической привлекательности страны. В связи с этим участники совещания подготовят обращения в Правительство РФ, Госдуму ФС РФ, Совет Федерации ФС РФ с рекомендациями поддержать обращение Президента России Дмитрия Медведева «учиться отдыхать» и создавать «культуру отдыха» в стране, а также разработать и принять государственные антикризисные программы поддержки российского туризма федерального, регионального, муниципального уровней, в которых предусмотреть следующие меры:
   • стимулирование потребительского спроса;
   • снижение цен на турпродукты;
   • преференции для инвесторов;
   • снижение налоговой ставки с 15% до 5% по упрощенному режиму налогообложения;
   • уменьшение базы по НДФЛ на всю сумму расходов на приобретение санаторно-курортных путевок и др.
   Кроме того, государственным органам власти предлагается использовать мировой опыт туристских держав в условиях кризиса, проводить совместную активную политику продвижения различных российских туристских направлений и турпродуктов.
   В свою очередь, предприятиям туриндустрии следует:
   • Обратить внимание на оценку надежности банков, в которых открыты их счета для исключения случаев задержек с платежами, которые могут привести к возникновению массовых потребительских конфликтов. В случае возникновения подобных проблем необходимо обращаться за поддержкой к руководству туристских общественных объединений, например, созданных при торгово-промышленных палатах России.
   • Провести реструктуризацию и реформирование бизнеса, в том числе и таким образом, чтобы воспользоваться налоговыми льготами. Корректировать программы работы, сокращать затраты, минимизировать риски, совершенствовать бизнес-процессы, повышать эффективность бизнеса и качество услуг, формировать экономичные и насыщенные новым содержанием туры и программы, практиковать скидки на раннее бронирование.
   • Широко внедрять новые интернет-технологии, в том числе рекомендуется переход на электронный документооборот, совершенствование сайтов компаний.
   • Разрабатывать и использовать программы поощрения постоянных клиентов и партнеров, активнее заниматься поиском новых.
   ИА "Альянс Медиа"