30.04.2003  Е. Примаков: прежний подход к малому предпринимательству полностью исчерпал себя

   Вчера в Москве прошло пленарное заседание IV Всероссийской конференции представителей малых предприятий "Взаимодействие малого и крупного бизнеса". Одним из самых ярких и содержательных выступлений стало выступление Президента Торгово-промышленной палаты РФ Евгения Примакова.
   Значение малого бизнеса, по его словам, как нельзя лучше иллюстрирует следующий пример: на фондовом рынке США ценовое соотношение акций крупных и малых компаний составляет 50 на 50 %. В объединенной Европе, где крупные предприятия прочно занимают свою нишу, все чаще делается ставка не на них, а на малый бизнес: в прошлом месяце было официально заявлено, что правительство Германии приступает к реализации долгосрочной программы поддержки малого и среднего предпринимательства. Во Франции в октябре прошлого года проблеме малого бизнеса было посвящено специальное заседание парламента, и поставлена задача выйти на рубеж не менее 200 тысяч новых предприятий в год. Прямой контраст этому – российская действительность, считает Е. Примаков.
   Правительство РФ, отметил президент ТПП РФ, пытаясь выполнить установку Президента РФ Владимира Путина на более высокие и устойчивые темпы экономического роста, по-прежнему игнорирует потенциал малого бизнеса, уповая на сырьевой сектор. Никаких перспектив для подьема малого бизнеса не содержит, по мнению Е. Примакова, и нынешний вариант среднесрочной экономической программы, разработанный Правительством. "Полное недоумение вызывает и недавнее решение Комиссии по вопросам оптимизации бюджетных расходов тот факт, что в федеральном бюджете 2004 года и в последующие годы вообще не будет присутствовать статья расходов, связанных с финансовой поддержкой малого предпринимательства – это означает прекращение финансирования мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства на федеральном уровне",- сказал Е. Примаков.
   Как заметил Президент ТПП РФ, все устали от бесконечных разговоров о развитии малого бизнеса и предпринимательства, а проблема с мертвой точки не сдвигается и об этом достаточно красноречиво свидетельствует тот факт, что отечественный малый бизнес до настоящего времени никак не может выйти на уровень до дефолта 1998 года ни по общему числу малых предприятий, ни по количеству занятого в малом бизнесе населения, ни по его вкладу в ВВП России.
   Принятые законы, по мнению Е.М. Примакова, из пакета по дебюрократизации позволили снизить контроль при входе на рынок, но сам контроль на рынке остается запредельно высок.
   Е. Примаков рассказал об обращении в ТПП предпринимателя из Санкт- Петербурга, который писал, что гораздо уместнее сейчас ставить вопрос не о поддержке и защите малого бизнеса со стороны государства, а наоборот - о защите его от государства.
   Огромный пласт нерешенных проблем, по словам Е. Примакова, лежит в сфере взаимоотношений крупного и малого бизнеса: "ведь эта сфера имеет особое значение для развития производительных сил России, и главным стратегическим направлением сотрудничества крупных и малых предприятий является производственная кооперация". Во всех индустриально развитых странах крупная компания сотрудничает с десятками и даже сотнями малых предприятий – это создает оптимальную систему для развития производства, базирующегося на принципе разделения ролей. Крупное предприятие не производит все необходимое для конечного продукта, малые предприятия сосредотачиваются на производстве отдельных составляющих, такая система особенно важна для обрабатывающей промышленности. Е.М. Примаков привел пример: летом текущего года АО "Нижнекамскнефтехим" введет в строй производство полистирола мощностью 50 тысяч тонн продукции, и уже сегодня руководство этого крупного предприятия совместно с ТПП Татарстана ведет работу по формированию комплекса из числа малых предприятий республики по переработке полистирола.
   Президент ТПП РФ высказал мысль о том, что особым покровительством у отечественного крупного бизнеса должно пользоваться малое наукоемкое венчурное предпринимательство. Его потенциал используется в России абсолютно неудовлетворительно, считает Е. Примаков, а между тем мировой опыт свидетельствует о его исключительной эффективности - по ряду экспертных оценок, из 100 крупнейших изобретений ХХ века не менее 80 принадлежит малым фирмам. Крупный российский бизнес, по мнению Е. Примакова, может и должен стать основным поставщиком средств в венчурные фонды, пока же здесь доля российского капитала в официально зарегистрированных венчурных фондах составляет менее 1%, а все остальное принадлежит иностранцам. На всю страну приходится не более 15 венчурных фондов, сколь-нибудь серьезно занимающихся малым инновационным предпринимательством.
   Крупные предприятия, по словам Е. Примакова, могут и должны создавать малые предприятия. Практика передачи ряда функций производственного процесса малым предприятиям отнюдь не эдентична их административному подчинению крупной фирме.
   Залог успеха, считает президент ТПП РФ, - в производственной интегрированной структуре, следует отметить, что в таких структурах есть место не только тем малым предприятиям, которые интегрированы в производственную деятельность, но есть место и для сферы торговли и услуг.
   Е. Примаков предложил следующие меры по улучшению существующего неудовлетворительного положения в области взаимодействия малого и крупного бизнеса:
   1. Расширение мер и способов государственной поддержки малого бизнеса, особенно промышленноориентированного. "ТПП РФ считает, что прежний подход к малому предпринимательству полностью исчерпал себя. Нельзя рассматривать малые предприятия лишь через фискальную призму, как средство прямого пополнения законной части федерального бюджета. Финансистам нужно взглянуть на проблему шире, понять, что от малого бизнеса зависит прогресс экономики в целом", сказал Е. Примаков.
   2. ТПП РФ считает важной передачу малого бизнеса в компетенцию региональных и местных властей, передачу вместе с налогами. Как отметил Е. Примаков, опыт других государств свидетельствует о том, что если двигателем малого бизнеса выступают "низы" (регионы и муниципалитеты), тогда развитие предпринимательства идет ускоренными темпами. "Необходимо ограничить общую налоговую нагрузку на малый бизнес, которая не должна превышать 20% валового дохода малых предприятий. При этом важно, чтобы региональные и муниципальные власти имели право уменьшать для предпринимателей ставки по ряду налогов и сборов или полностью освобождать их от налогов на какое-то время, регулируя тем самым развитие тех производств, которые необходимы тому или иному региону или району", считает президент ТПП РФ.
   3. Для развития малого предпринимательства в производственной сфере особенно важно отменить установленные законом ограничения для малых предприятий - 15 млн рублей годового оборота. Такой ограничитель отсекает от применения специального налогового режима не только промышленные, но и многие венчурные предприятия. "Предлагается увеличить планку оборота до 40 млн рублей, а еще лучше до 60 млн, как считает Ю. Лужков", сказал Е. Примаков. - Также предприятиям необходимо дать возможность по своему усмотрению выбирать различные режимы налогообложения, а не навязывать им схемы, от которых они не смеют права отступать".
   4. Следует сделать акцент на необходимости поддержки малого предпринимательства со стороны крупного бизнеса, что соответствует и его собственным интересам, полагает президент ТПП РФ. "В последние годы крупный бизнес мало чем помог становлению малого предпринимательства, подчас крупные организации-монополисты не прочь использовать опыт российской бюрократии в части возведения всевозможных барьеров на пути малого предпринимательства", сказал Е. Примаков. В этой связи большой интерес приобретают технологии бизнес-инкубирования, во многих крупных компаниях имеются все условия для целенаправленного инкубирования, выращивания малых предприятий через предоставление неиспользуемых площадей, обеспечение средствами связи, оргтехникой, необходимым оборудованием, консалтинговыми услугами, а также с помощью обучения персонала, бухгалтерского, юридического сопровождения. ТПП намерена содействовать созданию пилотного проекта бизнес-инкубаторов в 17 регионах России, на базе объектов федерального имущества. Но этот проект не даст масштабного эффекта, если донорами не будут и частные крупные фирмы.
   5. Ускоренное развитие малого бизнеса невозможно без помощи со стороны крупного финансового капитала. Реальность, по мнению Е. Примакова, такова, что из первой сотни российских банков программы кредитования малого предпринимательства осуществляют лишь единицы, отсюда и результат: не более 2% малых предприятий пользуются внешними источниками финансирования, а банковскими кредитами - менее 1%.
   ТПП РФ поддерживает, чтобы Правительство рекомендовало региональным и муниципальным администрациям предусматривать выделение бюджета всех уровней средств на реализацию программ субсидирования процентных ставок по банковским кредитам малым предприятиям. Нужно также доработать и принимать закон о страховании вкладов физических лиц в банки РФ - это способствовало бы привлечению значительной части сбережений граждан и увеличило бы объемы и сроки предоставления кредитов малым предприятиям.
   6. Магистральным направлением, по мнению президента ТПП РФ, взаимоотношений малого и крупного бизнеса является разработка новой копцепции промышленной политики России. ТПП совместно с дугими объединениями предпринимателей ведет разработку этой концепции.
   В заключение своего выступления Е.М. Примаков выразил надежду, что все предложения ТПП РФ по улучшению ситуации во взаимодействии крупного и малого бизнеса будут внесены в рекомендации IV Всероссийской конференции представителей малых предприятий.
   ИА "Альянс Медиа"