02.02.2008  Франчайзинг по-русски

   Дефицит финансов и недостаток времени – типичные причины, сдерживающие интенсивное развитие компании, нашедшей удачную бизнес-формулу. В этих условиях, пожалуй, один из самых перспективных путей – франшиза. Вступившие в силу с нового года изменения в главу 54 Гражданского кодекса «Коммерческая концессия» могут сделать участие малых фирм во франчайзинге еще более привлекательным.
   Мировой опыт подтверждает успешность взаимоотношений сторон франчайзингового договора. Сегодня уже признано, что франчайзинг – самый лучший способ проникновения на новый рынок, повышения стоимости бренда, экономии средств на расширение сети. На основе договора франчайзинга в России работают многие зарубежные компании. Например, «Баскин-Роббинс», Benetton, Coca-Cola. Среди отечественных средних и малых фирм тоже множество франчайзеров – 1С, «Ростикс», «Магазин горящих путевок». Статистика свидетельствует: из 100 вновь открывшихся во всем мире независимых малых предприятий через пять лет остается только 23, а в среде франчайзи этот показатель – 92. Представляется, что это достаточно весомый довод для тех, кто задумал начать свое дело.
   Франшиза представляет собой договор независимых фирм, одна из которых, как правило, имеющая известный бренд (франчайзер), передает за плату другой (франчайзи) право вести бизнес под маркой своего именитого партнера, используя его технологии ведения дела или производства. Франчайзер организовывает обучение сотрудников фирмы-франчайзи и вправе контролировать качество произведенной продукции или оказанной услуги. Франшизой могут регулироваться достаточно разнообразные формы взаимоотношений, которые зависят от области ее использования:
   – промышленная франшиза состоит в передаче франчайзи патента и технологии производства, оборудования и коммерческого наименования правообладателя, франчайзер только контролирует качество производимой под его именем продукции;
   – торговая франшиза подразумевает, что франчайзи занимается только реализацией продукции правообладателя. При этом он обязан использовать стандарты оформления торговых мест и уровня обслуживания;
   – сервисная франшиза заключается в том, что по договору передается бренд и соответствующая технология оказания услуги в совокупности со стандартами, а саму услугу предоставляет собственно франчайзи.
   Основную долю франшиз, более половины, в России в настоящее время занимают торговля и общественное питание как наименее затратные и примитивные. Однако по мере наполнения этих рынков и усиления защиты интеллектуальной собственности высокоорганизованные формы франшиз повысят свою долю в числе продаваемых в России.
   Российской законодательной системе не знаком термин «франчайзинг». А потому правоотношения между франчайзером и франчайзи могут быть закреплены договором коммерческой концессии, нормы которого содержатся в главе 54 Гражданского кодекса.
   Так, согласно статье 1027 ГК сторонами договора коммерческой концессии являются правообладатель (аналог франчайзера) и пользователь (соответственно франчайзи). Правообладатель передает пользователю комплекс принадлежащих ему исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау). В свою очередь пользователь обязан, используя коммерческое обозначение или другие средства индивидуализации правообладателя, обеспечить надлежащий уровень сервиса и качество продукции, соблюдать его инструкции и не разглашать ноу-хау.
   В той же статье устанавливается, что использование этих прав осуществляется в определенном объеме, с возможным территориальным и функциональным (по сфере деятельности) ограничением. При этом условия коммерческой концессии о цене на товары или услуги являются ничтожными (согласно пункту 2 статьи 1033 ГК). Эта норма, по нашему мнению, способна серьезным образом подорвать потенциал франчайзинговых сетей на расширение.
   Еще одной особенностью коммерческой концессии является обязанность зарегистрировать договор. Приятной новостью стала со вступлением в силу части 4 Гражданского кодекса отмена двойной регистрации с нового года (отпала необходимость отмечаться в налоговых органах). Теперь договор сдается только в Роспатент. Но и эта процедура занимает немало времени – от полугода до полутора лет; без нее же договор недействителен, а значит и все платежи по нему. Ценность регистрации сама по себе вызывает сомнения, поскольку не влечет за собой никаких дополнительных гарантий ни для правообладателя, ни для пользователя. Однако пока она была сохранена.
   И, наконец, правила о солидарной ответственности правообладателя по обязательствам пользователя... Чем руководствовался законодатель, вводя такую норму, можно только догадываться. Мало того что правообладатель терпит репутационный убыток, он еще должен покрывать издержки, связанные с нерадивостью пользователя.
   Стоит также обратить внимание на установленные в главе 54 ГК «Коммерческая концессия» ограничения на субъектный состав договора (только коммерческие лица) и на его возмездность. Эти условия становятся непреодолимым препятствием для некоммерческих организаций или для молодых сетей, согласных бесплатно предоставлять имя для развития бренда. В части установления оплаты за пользование коммерческая концессия имеет полное сходство с франчайзингом. Предусмотрены и практикуются единовременный платеж при заключении договора (паушальный взнос), периодические платежи (роялти), или же правообладатель закладывает свой «интерес» в оптовую стоимость товара, поставляемого пользователю.
   Даже первый взгляд на отношения, связывающие партнеров по франчайзинговому договору, позволяет увидеть, что их характеризует более высокий уровень бизнес-культуры. Требования, предъявляемые к контрагентам, гораздо жестче, чем в традиционно используемых договорах – подряда, аренды, купли-продажи. Для успешного сотрудничества необходим набор не только деловых, но и моральных качеств, значительным сдерживающим моментом может явиться взаимное недоверие франчайзера и франчайзи. Зависимость франчайзи от франчайзера делает его уязвимым: появление конкурента-франчайзи, недостаток ассортимента, запрет на использование стороннего аналогичного товара, жесткий контроль со стороны франчайзера чреваты для «младшего брата» повышенными рисками. С другой стороны, безответственное поведение франчайзи может подорвать лояльность потребителя, и в результате рынок будет безвозвратно потерян. Было бы уместно вспомнить негативный опыт продвижения торговой марки «Дока-пицца», компании, одной из первых в России начавшей работать на условиях франчайзинга и вследствие неграмотных действий закончившей дело в безвестности. Зачастую франчайзи, поднабравшись опыта, уходит от своих «патронов», унося с собой технологии, клиентуру, и даже продолжает работать под тем же брендом или незначительно изменив его.
   Франчайзер должен обладать определенным набором качеств: понимать общие цели, пути их реализации, и уметь донести их до франчайзи; стараться избегать расширять сеть в отсутствие ресурсов для ее полноценной поддержки; принять моральную ответственность за успех франчайзи, воспринимать распространителей бренда как полноценных партнеров. Франчайзи, в свою очередь, должен соблюдать условия договора, быть исполнительным и ответственным, честным, восприимчивым к советам франчайзера, понимать, что наибольший успех возможен лишь при их совместных с франчайзером действиях.
   На сегодня в стране нет федерального государственного органа, курирующего франчайзинг. Официальная статистика также не готова поделиться данными о доле экономики, работающей по франшизе. Единственное место, где стихийно сложилось сообщество пользователей франшиз, переросшее впоследствии в РАФ (Российскую ассоциацию франчайзинга), это Интернет. Да при Торгово-промышленной палате России был организован подкомитет по франчайзингу под руководством Инги Рыковой. Однако этого явно недостаточно. Такое положение вещей объективно сдерживает широкое применение франчайзинга хозяйствующими субъектами: инициативы, исходящие от заинтересованных лиц по исправлению пробелов действующего законодательства или норм, впрямую противоречащих сложившейся мировой практике, недостаточно оперативно воспринимаются законодателями.
   Справедливости ради отметим: в регулирование договора коммерческой концессии вводным Законом от 18 декабря 2006 года № 231-ФЗ к части 4 Гражданского кодекса РФ (помимо ранее сказанного об отмене двойной регистрации) были внесены изменения, устранившие наиболее острые недостатки этого договора. Из состава исключительных прав, передаваемых по договору коммерческой концессии, было исключено фирменное наименование, и отныне передаются только ноу-хау и коммерческое обозначение. К отношениям, урегулированным договором коммерческой концессии, будут применяться лицензионные нормы в части, не противоречащей сути контракта.
   Кстати говоря, РАФ вообще предлагает отменить главу 54 ГК, с тем, чтобы нормы реально существующих отношений не путались с мертворожденными формулировками кодекса. С этой целью они работают над проектом федерального закона «О франчайзинге». Однако пока он разрабатывается, процесс идет эволюционным путем.
   Представляется, что подобные положительные сдвиги позволят еще большему кругу бизнесменов оценить франчайзинг по достоинству и он укрепит свои лидирующие позиции в качестве средства расширения среднего бизнеса и старта для начинающих.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам ИА "ФАФИ"