13.08.2004 Директор экспертного института РСПП: для практического существования крупного, среднего и малого бизнеса нужны решения на разных этажах власти Подписание соглашения об учреждении Координационного совета предпринимательских союзов России – событие для нашего времени знаковое, считает директор экспертного института РСПП Андрей Нещадин. На сегодняшний день существуют четыре организации, которые имеют право говорить о том, что они представляют бизнес. Это Торгово-промышленная палата, Российский союз промышленников и предпринимателей, “Деловая Россия” и “Опора России”. По мнению А.Нещадина, огромное количество узкоотраслевых или мелких организаций без региональных структур и отделений говорить от имени всего бизнеса не могут и не имеют права. Но для практического существования крупного, среднего и малого бизнеса нужны решения на разных этажах власти. Сначала существовала идея о том, что все эти организации можно объединить в одну, напоминает А.Нещадин. "Однако скоро стало понятно, что “в одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань”. Малый бизнес в основном зависит от муниципальных властей – мэрий и поселковых советов, что бы ни говорила федеральная власть. И если на этом уровне решается до 80% проблем, то остальные 20% должны отстаиваться на федеральном. Но интересы малого бизнеса по весовой категории незначительны по сравнению, например, с компанией “Объединенные машиностроительные заводы”", - считает директор экспертного института. А.Нещадин уверен, что среднему бизнесу нужны реальные шаги на уровне субъектов Федерации. "Потому что чаще всего это пищевая промышленность либо мелкие заводы, у которых потребители в основном находятся внутри области. Очень небольшое количество бизнеса средних предприятий работает за пределами своих областей. Причем надо учесть такую вещь: наша классификация не совпадает с европейской по определению, поэтому надо вырабатывать и свои подходы к решению подобных проблем. То, что мы называем малым бизнесом, по европейскому стандарту – мелкий бизнес, средний бизнес по стандарту Европы – где-то малый. Предприятие численностью менее 300 человек на Западе относят к малому бизнесу, а у нас это среднее предприятие", - отмечает он. Крупный бизнес чаще всего работает в нескольких губерниях, он ориентирован на потребителей на очень значительной территории, говорит А.Нещадин. "У крупных корпораций тоже действует правило 20 на 80. 20% крупных предприятий дают 80% ВВП. Крупный бизнес в России тоже отличается от европейского, он значительно монополизирован не потому, что он такой плохой, а потому, что такой была логика социалистического строительства. И он тоже должен согласовывать свои интересы на федеральном уровне", - заявляет он. По мнению А.Нещадина, если из-за разности потребностей не смогло получиться единой бизнес-организации, то по крайней мере необходим Координационный совет, который мог бы согласовывать самые разные проблемы бизнесменов. "Это и вопросы налогообложения и социальной ответственности, и вступления в ВТО. Не скрывается, что, вырабатывая единую политику, Координационный совет мог бы лоббировать свои решения и в Госдуме, и в органах правительственной власти, и у президента", - считает директор экспертного института РСПП. По словам А.Нещадина, создание Координационного совета – это прорыв в развитии российского предпринимательства. "Самое главное – что удалось перешагнуть черту, за которой очень часто малый бизнес натравливали на средний, средний – на крупный. Главная задача созданного Совета – объединиться, насколько это возможно, чтобы иметь механизмы выработки единой позиции предпринимателей. Ведь прежде чем начинать лоббирование интересов, они должны быть утрясены внутри бизнес-сообщества", - заключает он. ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Россiя" |