02.02.2005 Малый бизнес больше других страдает от коррупции "Незаконное обогащение", "конфискация имущества", "признаки коррупционности" - все эти понятия у нас пока звучат как страшилки для чиновников вне правового поля. Но не надо быть пророком, чтобы предсказать: все обретут статус нормы закона. К этому нас подталкивают не только экономические реалии, но и международное право, в которое интегрируется Россия, считает Михаил Гришанков, первый заместитель председателя комитета по безопасности, председатель комиссии по противодействию коррупции Госдумы РФ. Коррупция разъедает основы жизнеустройства, тормозит экономику и развитие демократических институтов, подрывает политическую стабильность. Отсюда - устойчиво неблагоприятный инвестиционный климат, спорадические пробуксовки в экономическом росте. Корни коррупции, по мнению М.Гришанкова, кроются в некачественном отечественном законодательстве. Поэтому, по его мнению, необходима разработка концепции национальной стратегии борьбы с коррупцией на основе использования международного опыта – в частности, конвенции ООН, которая пока не ратифицирована Россией. В данной концепции, по мнению М.Гришанкова, следовало бы изложить конкретные направления борьбы с коррупцией, обозначить структуру государственных органов, ответственных за эту работу, определить механизмы взаимодействия государства с обществом и СМИ. Конвенция ООН рекомендует отнести к криминальным деяниям "незаконное обогащение". Этим термином обозначается факт, когда у публичного должностного лица вдруг появляется необъяснимый значительный рост активов, которые явно превышают его официальные доходы. В качестве первого шага можно внести дополнения в действующий Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", включив нормы о мерах повышенного финансового контроля за так называемыми важными персонами, считает М.Гришанков. Конвенция ООН заметно расширяет возможности в расследовании уголовных дел об отмывании преступных доходов. Речь идет в первую очередь об активном либо пассивном подкупе должностного лица. В качестве таких фигурантов рассматриваются руководители предприятий и высокопоставленные государственные чиновники. Реализация положений конвенции в российском законодательстве побуждает существенно пересмотреть действующую концепцию об уголовной ответственности за признаки коррупционности. Например, само по себе обещание или предложение чиновнику каких-то преимуществ, а равно принятие должностным лицом таких обещаний или предложений уже должно рассматриваться как преступление, отмечает депутат. Одна из заявленных целей конвенции - создание благоприятных условий для ведения честного бизнеса. Для этого международные законы вводят ответственность за транснациональное взяточничество, к которому могут быть причастны представители международных организаций. По оценкам специалистов, именно сфера внешнеэкономической деятельности является наиболее коррумпированной. Еще один вопрос, прямо вытекающий из конвенции, - проблема иммунитетов и привилегий. Случаи, когда лица, имеющие иммунитет, злоупотребляют им с целью уклонения от уголовной ответственности, неисчислимы, отмечает М.Гришаков. Действующий порядок основан на конституционных нормах, однако законодатели имеют полное право, основываясь на тех же конституционных нормах, усовершенствовать процедуру снятия либо ограничения иммунитетов, считает депутат. Задача состоит в том, чтобы обеспечить разумный баланс между имеющимися иммунитетами и привилегиями с одной стороны и независимым правосудием - с другой. М.Гришанков напомнил, что в сентябре минувшего года в Госдуме прошел "круглый стол" на тему: "Об институте конфискации имущества в комплексе мер борьбы с коррупцией". Участники высказались за возвращение в уголовное законодательство института конфискации имущества. Этого же требует и определение Конституционного суда РФ N 251-0 от 8 июля 2004 года. Пора от слов перейти к делу и в вопросах возвращения конфискованных активов в страну их происхождения, считает депутат. По мнению специалистов, имеющейся сегодня договорно-правовой базы уже вполне достаточно для осуществления эффективного международного сотрудничества в целях конфискации и возврата активов. “Необходимо уже сейчас внести в законодательство такие изменения, которые позволят нашим зарубежным партнерам выполнять требования России по возвращению конфискованного имущества” – считает М.Гришанков. Он также предлагает дополнить российское законодательство такой мерой как "гражданская конфискация", что, по его мнению, “заставит коррумпированных чиновников испытывать страх по поводу незаконно нажитого имущества, многих удержит от коррупционных соблазнов”. М.Гришанков предлагает также дополнить новый Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" нормой о введении запрета гражданским служащим в течение двух или нескольких лет занимать должности и выполнять работу в организациях частного сектора, в отношении которых они до этого осуществляли функции государственного управления либо контроля. Наблюдать за исполнением этого закона, по мнению депутата, должны органы прокуратуры. Конвенция ООН, продолжает депутат, требует развернуть работу по созданию в центре и на местах комиссий по разрешению "конфликта интересов" в системе госслужбы, шире практиковать принятие внутренних кодексов и стандартов поведения публичных должностных лиц, внедрять процедуры отбора и подготовки кадров для замещения публичных должностей, которые считаются наиболее уязвимыми с точки зрения коррупции. Содержится рекомендация принимать меры по усилению прозрачности в вопросах финансирования кандидатур на избираемые публичные должности, а также при финансировании политических партий. М.Гришанков отдельно остановился на проблемах малого бизнеса. Он привел данные ТПП, согласно которым по количеству проблем, доставляемых государством мелким предпринимателям, на первом месте стоят правоохранительные органы. “Более четверти всех жалоб приходится на эти структуры. Второе место уверенно занимает Роспотребнадзор, на третьем - пожарный контроль. Уже длительное время эта ситуация не меняется, но органы, призванные бороться с коррупцией, смотрят на нее сквозь пальцы. Неимоверно растянута процедура введения административного судебного производства. Это не позволяет малому бизнесу находить в суде защиту и оперативно восстанавливать свои нарушенные права”, - отметил депутат. Корпоративные споры внутри и между компаниями также нередко имеют коррупционную окраску, добавил М.Гришанков. Конфликтующие стороны активно прибегают к использованию административного ресурса, подкупают должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов. Он напомнил, что Россия готовится присоединиться и к конвенции Совета Европы 1999 года "О гражданско-правовой ответственности за коррупцию". Эта конвенция ставит своей целью создать во внутреннем праве государств-участников эффективные способы защиты лиц, понесших ущерб в результате коррупции. Применение института возмещения ущерба может принести еще и дополнительный эффект - стимулировать граждан к обращению в правоохранительные органы, что в свою очередь будет снижать латентность коррупционных правонарушений, отметил М.Гришанков. Он подчеркнул, что присоединение к европейской конвенции не потребует существенных изменений в нашем действующем гражданском законодательстве. Способы защиты, перечисленные в конвенции, уже содержатся в ст. 12 Гражданского кодекса. Ущерб от коррупции может быть возмещен по правилам об ответственности за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами. “Таким образом, налицо все необходимые предпосылки, позволяющие России присоединиться к антикоррупционной конвенции Совета Европы уже в ближайшее время. Но это будет шаг, который должен побудить нас по-настоящему бескомпромиссно бороться с коррупцией”, - делает вывод М.Гришанков. ИА "Альянс Медиа" по материалам "Российской Газеты" |