27.05.2009  В ТПП РФ обсудили результаты развития рекламного рынка в 2008 году

   22 мая состоялось совместное расширенное заседание Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере рекламы и Российского отделения Международной рекламной ассоциации, посвященное итогам развития рекламного рынка России в 2008 году. Об этом сообщила пресс-служба ТПП РФ.
   Во вступительном слове председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере рекламы Борис Школьников отметил, что ситуация из-за кризиса сложилась непростая, только за 1 квартал этого года падение в рекламной отрасли составило 29%. Но рынок, сказал Борис Школьников, все же работает и, безусловно, устоит. В нынешних условиях, во-первых, следует особо тщательно следить за соблюдением правил работы на рынке, во-вторых, делать ставку на креативность, на новые идеи. Кризис – это еще и возможность отсеять посредственность и серость.
   Замглавы ФАС России Андрей Кашеваров рассказал о результатах контроля его ведомством рекламного рынка РФ. В 2008 году, можно сказать, стабилизировалось количество нарушений: их зафиксировано 13 600 (в 2007-м – 13 500, в 2006-м – 13 000. В 2006 году за нарушения взыскано штрафов на сумму в 67,5 млн рублей, в последующие два года – больше, чем на 200 млн рублей ежегодно. Рост в данном случае связан с тем, что больше судебных дел было возбуждено по допущенным нарушениям.
   Сами нарушения можно разделить на четыре основных блока. Это нарушения в сфере рекламе финансовых услуг (они составили 22 процента в 2008 году от общего количества нарушений; в 2006 году – 6 процентов, в 2007-м – немногим больше). Второй по численности блок – нарушения в сфере рекламы медицинских услуг (проверки, в частности, показали, что под видом биологически активных добавок активно рекламировались лекарственные средства). Третий блок – нарушения в рекламе алкогольных напитков, пива и табака. Около 15 процентов нарушений дало использование в рекламе недостоверных, непроверенных фактов (это, тем не менее, меньше, чем в предыдущие годы). Рынку приходится переживать тяжелые времена, отметил Андрей Кашеваров, но в последнее время заметны некоторое восстановление, оживление.
   Вице-президент Ассоциации коммуникационных агентств России Владимир Евстафьев отметил, что Российский рекламный ежегодник за 2008 год дает исчерпывающую картину состояния дел на рынке. Вообще рекламный рынок – это зеркало состояния экономики примерно с годовым временным лагом, то есть результаты минувшего года (российский медиарекламный рынок достиг уровня в 267 миллиардов рублей) говорят об экономическом развитии России в предшествующем периоде. Иными словами, на результаты рекламного рынка в нынешнем году в заметной степени повлияют экономические итоги 2008 года. Подобное уже бывало: в кризисном 1998 году зафиксировано падение рекламного рынка всего на 3 процента по сравнению с 1997 годом, а в 1999-м, когда экономика стала уже понемногу выправляться, все равно отмечен был 57-процентный спад, зато в следующем, 2000-м году, был рост на 40 процентов.
   О ситуации на рынке наружной рекламы рассказал гендиректор исследовательской фирмы «ЭСПАР-Аналитик» Андрей Березкин. Российский рынок наружной рекламы, несмотря на негативные кризисные тенденции, явно проявившиеся здесь в ноябре-декабре 2008 года, вышел по итогам года на четвертое место в мире и занял первое в Европе, обогнав рынки Великобритании и Франции. Общий объем рынка наружной рекламы (в т.ч. на транспорте) составил 45,8 млрд рублей. Естественно, кризисные явления затронули и наружную рекламу. В частности, цены на размещение упали в некоторых случаях на четверть. Сегодня уже заметны некоторые позитивные тенденции, однако это не означает, что в ближайшее время все кризисные моменты будут преодолены.
   Член Общественной палаты, председатель Союза потребителей России Петр Шелищ отметил, что реклама является катализатором и индикатором конкуренции на рынке. Сейчас в стране сложилась ситуация, когда иностранные товары дорожают значительно серьезнее и быстрее российских. Иными словами, есть возможность с помощью рекламы весьма активно содействовать развитию именно российского производства. Петр Шелищ обратил также внимание собравшихся на то, что, по данным Союза потребителей, снова при трансляции телерекламы стали нарушаться правила: в момент ее показа на многих каналах звук резко усиливается, что мешает нормальному восприятию телепрограмм и противоречит установленным правилам.
   Член Комитета ГД РФ по экономической политике и предпринимательству Сергей Железняк сообщил собравшимся о предстоящих изменениях законодательства, регулирующего рынок рекламы. Он призвал собравшихся активнее заняться внедрением саморегулирования – это одно из важнейших условий сохранения рынка в трудных условиях и гарантия возобновления его развития.
   Президент Российской академии рекламы Владимир Филиппов рассказал о профессиональных результатах 2008 года, сообщил о лучших работах.
   Вице-президент российского отделения Международной рекламной ассоциации (IAA) Дмитрий Бадалов высоко оценил Российский рекламный ежегодник, в котором анализируется состояние рынка за 2008 год. Он также обратил внимание собравшихся на тот факт, что российское законодательство по рекламе допускает во многих случаях неоднозначную трактовку. Это серьезная проблема, которую необходимо решить.
   Президент российского отделения Международной рекламной ассоциации Борис Еремин заявил, что падение рекламного рынка в условиях кризиса превысит в целом 50 процентов. Это означает возвращение к уровню 2004 года. Он упрекнул участников рынка в том, что не предпринимались консолидированные усилия по его развитию, а он тем временем становился все менее конкурентным; вместо того, чтобы создавать соответствующую среду, соответствующие правила, когда побеждает лучший, многие предпочитали «войну» с соперниками. В этом, по его мнению, одна из важных причин нынешней непростой ситуации на рынке. Борис Еремин рассказал также о предстоящем в Москве 12-14 мая 2010 года 42-м конгрессе Международной рекламной ассоциации (IAA).
   ИА "Альянс Медиа"