25.10.2003  Товарный знак как символ качества

   В Центре международной торговли состоялась пресс-конференция "О проблемах взаимосвязи качества и товарных знаков" Встреча с журналистами, организованная Международным пресс-центром ТПП РФ, была посвящена вопросам качества выпускаемой в стране продукции и роли в этом товарных знаков.
   Специалисты и предприниматели, так или иначе связанные с проблемами современного рынка, знают, что товарные знаки при умелом использовании могут служить средством для продвижения товара, его узнаваемости на рынке и успеху бизнеса.
   Следует отметить, что, когда употребляются термины "торговый знак", "товарная марка", "фирменный знак" и особенно часто - "брэнд", в конечном счете речь идет о понятии "товарный знак", более емком, чем перечисленные, которые часто являются его синонимами. Но лишь термин "товарный знак" употребляется во всех юридических и официальных документах.
   При этом еще больше повышается изначально существующая ответственность производителя за качество выпускаемой продукции, что способствует развитию каждого предприятия и в конечном счете -росту экономики в целом. Поэтому популярность такого вида интеллектуальной собственности, каким является товарный знак, постоянно растет.
   В то же время свое назначение как средство выделения на рынке товаров и услуг определенного производителя и активного стимулирования здоровой конкуренции товарный знак может выполнять достаточно эффективно лишь при условии обеспечения, поддержания и постоянного повышения качества товаров и услуг. Это подтверждено всей многолетней практикой использования товарных знаков в мире.
   Вопросы обеспечения качества товаров, маркируемых российскими товарными знаками, приобретают все большую актуальность, особенно в условиях предстоящего вступления России в ВТО.
   Тем не менее, подчеркнул исполнительный директор Всероссийской ассоциации качества Лев Комаров, этой важнейшей проблеме уделяется недостаточное внимание как со стороны предприятий, так и со стороны государства. О программе "Сто лучших товаров" как об одном из инструментов решения вопросов качества рассказал ее директор Вячеслав Федоров. Еще один участник пресс-конференции Александр Калинин, генеральный директор Национального фонда защиты потребителей, заметил, что хотя "...радует рост количества товарных знаков, беспокоит количество вопросов, над которыми нужно работать не один год".
   В частности, по-прежнему вызывает беспокойство активное влияние импорта на экономику, высокая криминогенность потребительского рынка. Необходимо при этом находить более действенные меры в борьбе с контрафактной продукцией, потоками которой отягощена судьба любого товарного знака в России.
   Цифры, показывающие объемы контрафактной продукции на российском потребительском рынке, повторяются из года в год, сообщила также начальник отдела Департамента контроля за качеством и безопасностью продукции Госторгинспеции Минэкономразвития и торговли РФ Галина Чубарова. Вот, например, последние данные по некоторым видам продуктов питания. Забраковано от проверенного ГТИ количества 30% сливочного масла, 20% мяса, 25-30% колбасных изделий, 30% рыбы, 30% мясных консервов, 15% пива.
   Причем чаще всего подделывают товары, пользующиеся наибольшим спросом у населения, легко узнаваемые покупателями. Как правило, фальсификаторы используют этикетку, к которой привыкли потребители. Так, в последнее время зафиксировано множество таких "случаев" с рыбными консервами. К примеру, в консервной банке, снабженной популярной наклейкой "Печень трески", на самом деле могли оказаться переработанные рыбные молоки. Подобная ситуация происходит и с промышленными товарами широкого потребления. По таким ассортиментным группам, как мебель, обувь, товары бытовой техники, парфюмерии и косметики, забраковывается до 70%.
   По мнению всех выступающих, наведение порядка на потребительском рынке в стране требует не разовой, а систематической работы, с обязательным упорядочением и усилением нормативно-правовой базы. Хотя это очень проблематично. Ведь никто конкретно не отвечает в правительственном аппарате за состояние потребительского рынка страны. Пока же каждое заинтересованное ведомство и министерство, как говорится, мешает своей ложкой. То есть нет координации, слаженности и единства в действиях и решениях на уровне государства.
   Пресс-конференция в ЦМТ стала своеобразным преддверием полномасштабной Всероссийской конференции "Качество и товарные знаки", которая пройдет по инициативе Российской ассоциации владельцев товарных знаков, совместно с Торгово-промышленной палатой РФ 27 октября 2003 года.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам "Торговая газета" (Москва)