19.10.2005 А.Данилов-Данильян: снижение любого налога пойдет на пользу инвестиционному процессу в РФ Во вторник, 18 октября, в ходе заседания «Меркурий-клуба» выступил председатель комитета ТПП РФ по инвестиционной политике, руководитель экономической рабочей группы при Администрации Президента РФ Антон Данилов-Данильян. Он высказал уверенность, что только на основе богатства населения можно обеспечить безопасность страны и восстановить роль России на мировой арене. Чтобы население России стало богатым, считает А.Данилов-Данильян, нужно создавать большое количество высокооплачиваемых рабочих мест, что невозможно сделать за счет бюджета. Следовательно, необходимо стимулировать приток инвестиций в российскую экономику: в новые производства, которые и организуют эти рабочие места. Он полагает, что большое внимание в современной экономической политике РФ необходимо уделять обеспечению конкурентоспособности страны в борьбе за инвестиции, причем не только зарубежные, но и отечественные. «В настоящее время такая борьба нами проигрывается. Более того, сам инвестиционный процесс в России в последнее время стал замедляться», - сказал А.Данилов-Данильян. По его словам, за январь-июль текущего года инвестиции в основной капитал российских предприятий увеличились к соответствующему периоду прошлого года на 9,7%, а в январе-июле 2004 года – на 12,1%. Динамика выдачи банковских кредитов предприятиям также уступает прошлогодней: рост в январе-июле текущего года составил 12,7%, прошлого – 15,7%. Если наблюдаемые тенденции продолжатся, то интерес к инвестированию в российскую экономику со стороны зарубежных стран постепенно угаснет, РФ проиграет в конкурентной борьбе за инвестиции странам Юго-Восточной Азии. А.Данилов-Данильян считает, что вступление России в ВТО может побудить инвесторов вкладывать средства в страны, однако это произойдет только в том случае, если инвестиционный климат в РФ улучшится. Одной из негативных тенденций, которые наблюдаются в инвестиционном процессе в России, А.Данилов-Данильян назвал приход в страну незначительного количества новых иностранных инвесторов, в основном все инвестиции растут за счет вкладов уже действующих на территории России предприятий. В связи с этим, полагает он, России необходимо изучить проблемы внутреннего инвестиционного климата, выяснить, что препятствует расширению инвестиционного процесса в РФ. Таким барьером А.Данилов-Данильян считает наличие высоких таможенных пошлин на импортное оборудование. Кроме того, он уверен, что количество особых экономических зон, которые планируется создать в России, явно недостаточно для такой страны. Всего их будет создано около 10, по пять на каждый из двух типов зон. Для сравнения: в Китае подобных зон около 20 тыс. Он считает, что необходимо увеличить число создаваемых ОЭЗ на территории России, повысить размер их софинансирования из федерального бюджета. Все регионы, которые высказали желание создать на своей территории ОЭЗ, должны иметь такую возможность, если они готовы софинансировать строительство инфраструктуры, уверен А.Данилов-Данильян. Еще одной проблемой развития инвестиционного процесса в России он назвал недостаточно защищенные права собственности и необходимость судебной реформы. Для решения этой проблемы, полагает он, необходимо постоянно обобщать судебную практику в виде постановлений пленумов Верховного и Высшего арбитражного судов; после чего переводить их в нормы законов. Также следует жестко наказывать судей, нарушающих законы. По словам А.Данилова-Данильяна, важнейший барьер для инвестиций в Россию - чудовищно высокая коррупция, ее уровень сравним с уровнем стран Африки и Азии. Два принципа, реализация которых позволит решить эту проблему: «одного окна» и презумпции нерегулирования, считает он. Относительно последнего принципа он пояснил: если мировой опыт показывает, что какую-либо сферу предпринимательской деятельности можно государству не регулировать вовсе, не опасаясь серьезных последствия для безопасности жизни и здоровья граждан, то лучше ее и не регулировать, то есть нужно последовательно отказываться от избыточного госрегулирования в экономике. Для этого необходимо более решительно продвигать административную реформу, отметил А.Данилов-Данильян. Кроме того, он считает необходимым создание специального закона, который ограничивал бы иностранные инвестиции в некоторые стратегические отрасли российской промышленности и экономики в целом. Также нужно радикально упростить формы налоговой и иной отчетности. По словам А.Данилова-Данильяна, в последнее время государство стремится развивать инвестиционные процессы в России: создается инвестиционный фонд, стали возможными концессии, подведена правовая база под особые экономические зоны. Государство задумалось над формами частно-государственного партнерства, предусматривается расширение капитальной базы Российского банка развития, государственного венчурного инвестиционного фонда, фондов поддержки новых технологий. Однако реализация всех этих направлений развития инвестиционного климата идет медленно, отметил А.Данилов-Данильян. До сих пор нет общего набора типовых договоров по концессиям, возможно, не следует ждать, пока они будут готовы все, а выпускать их по одному. Кроме того, нет инфраструктурных проектов для частно-государственного партнерства. Также сохраняется неопределенность в принципах отбора проектов для финансирования за счет средств инвестиционного фонда. Не закончена работа по созданию земельного кадастра. Нет внятной государственной инициации российских предприятий и компаний по выходу на рынок акций. Рост фондового рынка в последнее время не может компенсировать его чрезвычайную узость, когда всего несколько компаний определяют всю ситуацию на этом рынке. «Узость существующих и сырость новых организационных форм инвестиционного процесса – серьезное препятствие для роста инвестиций», - уверен А.Данилов-Данильян. Для активизации инвестиционного процесса он считает возможным использование средств стабилизационного фонда, но не расходуя их напрямую, а предоставляя гарантии, которые послужат частичным обеспечением инвестиционных проектов. «Бюджетные расходы инвестиционного характера могут быть полезны для экономики, если они грамотно, а не по-лоббистки организованы», - подчеркнул он. Кроме того, он считает, что инвестиционный процесс в стране ускорится, если будут восстановлены инвестиционные льготы. Также возможно продолжение линии по сокращению сроков амортизации оборудования. Снижение любого налога пойдет на пользу инвестиционному процессу в России, подчеркнул А.Данилов-Данильян. ИА "Альянс Медиа" |