22.02.2005 Новый закон о частном сыске будет способствовать развитию бизнеса в РФ, в том числе малого Во вторник, 22 февраля, в Торгово-промышленной палате РФ состоялось расширенное заседание Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, тема которого была «Частный сыск: проблемы обеспечения комплексной безопасности предпринимательской деятельности и личности, взаимодействия с правоохранительными и иными государственными органами и пути их решения». Президент Общероссийской общественной организации «Объединение частных детективов России» Владимир Барышев в своем выступлении сделал обзор становления частного сыска в России, рассказал о перспективах его развития. Он сообщил, что к 1890 году частные сыскные структуры существовали в 67 губерниях России, к 1916 году общая численность частных сыщиков была около 6 тыс. человек. В апреле 1922 года была прекращена деятельности частных сыскных бюро, что пагубно отразилось на защите прав и свобод граждан России. В конце 80-х годов в период возрождения негосударственного предпринимательства в стране возникла потребность в частной детективной деятельности. В марте 1992 года появился Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», который на тот момент отражал экономические и политические преобразования в стране, однако был изначально ориентирован преимущественно на охранные предприятия и слабо учитывал особенности частного сыска. Рост числа детективных организаций пришелся на конец 1992 - начало 1993 гг. Испытанием для частных детективов стал дефолт 1998 года, после которого на рынке детективных услуг остались самые сильные и профессионально грамотные структуры. В настоящее время, сообщил В.Барышев, в России лицензировано несколько тысяч частных детективов, преобладающая часть их действует в крупных экономических центрах страны (Москва, Санкт-Петербург, Саратов, Казань, Новосибирск, Калининград, Воронеж и проч.). По словам В.Барышева, на пути развития частной сыскной деятельности в РФ в настоящее время существует ряд препятствий. К ним относятся: слабая законодательная база, регламентирующая взаимоотношения частных детективов, государственных органов исполнительной власти и правоохранительных структур; отсутствие единой государственной политики в сфере частного сыска; недостаточное взаимодействие частных сыскных организаций с правоохранительными и иными государственными органами; неэффективное использование потенциала частного сыска, обусловленное слабой информированностью предпринимателей и граждан о его возможностях. Кроме того, российские детективы по сравнению со своими зарубежными коллегами существенно ограничены в правах доступа к информационным базам государственных учреждений, не отрегулированы правовые нормы использования ими технических средств. Выходом из создавшегося положения стала кооперация: в ноябре 2003 года было учреждено «Объединение частных детективов России». В рамках этой общественной структуры в настоящее время в 74 регионах РФ действуют региональные отделения. Стратегически важным направлением ее деятельности является создание системы самоуправления и самоорганизации частных детективов. Введение института саморегулирования позволит установить единые правила и стандарты в деятельности частных детективов, повысит их ответственность перед потребителями, усилит эффективность государственного надзора и контроля за частной детективной деятельностью, считает В.Барышев. По его словам, в настоящее время всероссийским объединением детективов уже подготовлен и передан на рассмотрение Госдумы проект нового федерального закона о негосударственной частной сыскной деятельности в РФ, адаптированный к современным условиям частной сыскной деятельности и соответствующий действующему законодательству. Этот закон, уверен он, создаст возможность осуществления действенного государственного контроля за частной детективной деятельностью, будет способствовать оптимизации рынка сыскных услуг, предоставит гражданам возможность выбора способа защиты своих прав. Законопроект призван обеспечить единую государственную политику в сфере частной сыскной деятельности, подчеркнул В.Барышев. По словам выступившего в ходе работы круглого стола эксперта Комитета Государственной думы по безопасности Валерия Шестакова, частная сыскная деятельность прошла этап становления, в настоящее время она развивается в направлении формирования цивилизованного рынка сыскных услуг. В соответствии с действующим законодательством, сообщил он, частные детективы вправе оказывать ряд услуг: изучение рынка, выявление ненадежных деловых партнеров, сбор сведений в рамках гражданских и уголовных дел и проч. Однако частная сыскная деятельность в России еще не получила должного развития, уверен он, хотя она успешно сочетает в себе частные и публичные интересы, так как нацелена не только на получение прибыли, но и на обеспечение безопасности развития российского бизнеса, защиту прав и интересов граждан. В.Шестаков уверен, что создание цивилизованного рынка сыскных услуг и дальнейшее его развитие невозможно при отсутствии соответствующего законодательства. По его словам, проблемы законодательного регулирования частной сыскной деятельности можно условно разделить на две категории: проблемы действующего сыскного законодательства и проблемы, связанные с подготовкой нового законодательства. Так, действующее законодательство является во многом устаревшим и противоречивым, не учитывает интересы развития отрасли в целом. Например, Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», который является ядром правовой основы законодательства, регулирующего частную сыскную деятельность, значительно устарел, не отвечает современным реалиям развития рынка частного сыска. Наличие в нем нечетких формулировок и положений, устаревших терминов допускает его двоякое толкование и создает затруднения в его применении, принуждает детективов идти на нарушение законодательства. Чтобы выйти из сложившейся ситуации, считает В.Шестаков, необходимо подготовить новый закон о частном сыске. В последние годы, сообщил он, принимался ряд мер по решению проблем сыскного законодательства. Предлагалось два пути их решения. Первый - принять новый федеральный закон, который бы регулировал два вида деятельности: охрану и сыск. С этой целью был внесен в Госдуму проект федерального закона о негосударственной частной сыскной и негосударственной частной охранной деятельности. Но он до сих пор не прошел даже первого чтения. Второй путь – внесение в действующий закон о частной детективной и охранной деятельности изменений и дополнений. С этой целью, сообщил В.Шестаков, в январе 2005 года были приняты в первом чтении две поправки в этот законопроект, сейчас готовится еще ряд поправок. Однако, полагает он, оба эти пути бесперспективны. Подготовка нового сыскного законодательства, уверен эксперт, должна начаться с принятия его общей концепции. Поскольку частная сыскная деятельность – всего лишь одно из направлений сыскной деятельности вообще, прежде всего следовало бы разработать и принять рамочный федеральный закон о сыскной деятельности в РФ, где определить основные принципы, задачи, виды сыскной деятельности. Кроме того, считает он, учитывая потребность в новом законе, регулирующем сыскную деятельность, необходимо идти по пути создания отдельного федерального закона о негосударственной частной сыскной деятельности. В.Шестаков рассказал об особенностях этого законопроекта, разработанного «Объединением частных детективов России». Так, в нем определен предмет правового регулирования – негосударственная частная сыскная деятельность, осуществляемая юридическими лицами и детективами – индивидуальными предпринимателями. В законопроекте даются основные понятия: частная сыскная деятельность, детектив, помощник детектива, детективные услуги и проч. В нем впервые определены задачи и принципы частной сыскной деятельности, ее субъекты. Кроме того, в законопроекте четко определены обязанности и права детектива, требования к его подготовке. Так, детективом может быть только гражданин РФ, имеющий высшее или средне-специальное юридическое образование и прошедший специальную подготовку, а также зарегистрированный в установленном порядке и имеющий лицензию. Отмечается, что на сыщиков не распространяется статус работников правоохранительных органов, сыскная деятельность должна быть основным видом занятости, запрещается ее совмещение с другими видами деятельности. Также сыскной деятельностью запрещается заниматься иностранным юридическим или физическим лицам. Кроме того, в законопроекте значительно расширен перечень сыскных услуг, всего их насчитывается 11 видов. Оценивая законопроект в целом, В.Шестаков сказал, что документ не идеален, но его принятие будет важным шагом на пути совершенствования сыскного законодательства, он будет способствовать не только развитию частного бизнеса в России, но и рыночных отношений в целом, в том числе малого и среднего бизнеса. В ходе работы круглого стола выступил депутат Государственной думы Геннадий Гудков. По его словам, в РФ сыщик воспринимается если не как враг, то как оппонент государственных правоохранительных органов. Позиция государственных ведомств по отношению к полномочиям сыщиков сводится к позиции «не пущать», что касается спецсредств, оружия, методов сбора, хранения и накопления информации. По его мнению, в основе этого отношения – самостоятельная коммерческая деятельность государственных ведомств, так как частные сыщики становятся опасными для государственных коррумпированных органов: "они могут их разоблачить, а также оттянуть часть доходов на себя". В настоящее время, отметил Г.Гудков, происходит отказ государства от политики построения цивилизованного рынка услуг безопасности, наметились конкретные шаги, направленные на установлении монополии в сфере охранной деятельности. Одним из них стало принятие закона об авиационной безопасности, суть которого – в разрушении собственной системы безопасности аэропортов и замена их на государственную. Следующим шагом, сообщил он, было письмо в Правительственную комиссию по проведению административной реформы, где предложено полностью уничтожить негосударственную индустрию безопасности. «Я не знаю отрасли, - сказал Г.Гудков, - где бы государство не хотело самостоятельно взять на себя все услуги безопасности». Так, предусмотрено расширение до 21 числа министерств и ведомств, занимающихся безопасностью. В такой ситуации частных сыскные предприятия, считает Г.Гудков, уйдут «в тень». Кроме того, когда Россия вступит в ВТО, государственным органам будет запрещено заниматься сыскной деятельностью, в результате чего рынок захватят крупные зарубежные компании, а российской индустрии безопасности не останется. В проведении реформирования сыскного законодательства, считает депутат, необходимо осуществлять «тактику мелких шагов», внося изменения и дополнения в старый закон. ИА "Альянс Медиа" |