07.12.2009  Ярославская область: ЯрТПП - инструмент для взаимодействия бизнеса с властью

   "Ярославские новости" продолжают проект "50 кейсов для бизнеса", начатый в 2008 г. Руководители компаний, топ-менеджеры предприятий и организаций, делятся на страницах издания опытом ведения бизнеса в своих организациях, управленческими технологиями, применяемыми для решения конкретных бизнес-задач.
   Бывает так, что руководитель некоммерческой организации признается одним из лучших менеджеров самими бизнесменами. Валерий Лавров стоял у истоков создания Ярославской областной торгово-промышленной палаты. За 17 лет ЯрТПП стала авторитетным деловым центром. О создании палаты, а также о перспективах предпринимательства в регионе он рассказал в интервью "Ярославским новостям".
   В.: Валерий Александрович, ТПП - единственное в стране бизнес-объединение, деятельность которого регламентирована федеральным законом. С одной стороны, Вы по определению некоммерческая организация, с другой - заинтересованы в расширении услуг, в членах. Как можно охарактеризовать Вашу деятельность? Как Вы находите общий язык с бизнесом и с властью?
   
О.: ТПП - это некоммерческая организация, деятельность которой регулируется Федеральным законом "О торгово-промышленных палатах в РФ". Задачи - способствовать развитию национальной экономики, интегрировать ее в мировое разделение труда, содействовать бизнесу через оказание необходимых ему услуг. За 17 лет своей работы мы осваивали задачи, которые нам определены уставом и законом. Идея появления палат возникла более 300 лет назад в Западной Европе как инструмент взаимодействия между властью и бизнесом для того, чтобы коллективное мнение бизнеса было услышано властью, и мнение власти было доведено до сведения предпринимательского сообщества. Цель - создать условия для развития экономики региона, страны.
   Со стороны законов правила ведения бизнеса сложные, малый и средний бизнес не может иметь по всем направлениям специалистов - юриста, специалиста по ВЭД, эколога. Но должна быть среда, в которой есть специалисты, и которые ему будут помогать. Я говорю о субконтрактации и аутсорсинге. Палата предоставляет ряд таких услуг. В любой стране мира есть палаты, которые могут быть нашими партнерами. Некоторые вопросы мы можем с ними решать на основе наших соглашений и соглашений ТПП РФ, которая является очень уважаемой организацией под руководством Евгения Примакова. Причем эта сеть работает в интересах бизнеса.
   Вторая сторона - создание условий для бизнеса. В основном это регламентируется федеральным законодательством. Наша роль - собрать конструктивные предложения по тому или иному проекту нормативных актов и дать свое аргументированное мнение. Ряд вопросов решается на муниципальном уровне. Сейчас сложными являются вопросы согласования строительства, модернизации зданий, производств, здесь много барьеров, этот вопрос нужно решать с местной властью посредством разработки регламентов, где должны присутствовать антикоррупционные аспекты. Например, чтобы предприниматель не контактировал с чиновником, который принимает решение, чтобы чиновник был ответственен за неправомерные действия. Инструменты для контакта бизнеса и власти существуют. При губернаторе Ярославской области есть координационный совет по предпринимательству, при мэре Ярославля есть совет в области развития малого и среднего предпринимательства. Злободневные темы там зачастую обсуждаются. ЯрТПП принимает участие в работе многих коллегиальных органов, работает совместно с правительством ЯО, думой ЯО, мэрией г. Ярославля, ФАС, прокуратурой. По оценкам экспертов, инвестиционный климат в Ярославской области неплохой, существуют программы поддержки предпринимательства. В 2010 г. их финансирование значительно увеличено по сравнению с текущим годом. Перед палатой сейчас стоит много вопросов, которые надо решать и в отношении качества, и освоении новых актуальных услуг.
   В.: Вы руководите ЯрТПП с самого ее основания. Как создавалась палата и что за это время поменялось в ее деятельности?
   
О.: В 1991 г., будучи еще заместителем главного технолога объединения "Автодизель", в рамках межправительственного соглашения СССР и Германии я побывал в Германии, где изучал социально-экономические аспекты рыночной экономики, инфраструктуру бизнеса, в том числе познакомился с работой нескольких торгово-промышленных палат Германии. Россия в то время стала перестраиваться на рыночные рельсы. Кстати, идею создания торгово-промышленной палаты в Ярославле нам подсказали иностранные партнеры из города-побратима Касселя, которые удивились: как это мы еще живем без такой организации. Что касается перемен, то, прежде всего, сам бизнес изменился со времени основания палаты.
   В.: Круг деятельности ЯрТПП очень широк. Как Вы определяете, что необходимо бизнесу, и какие услуги пользуются наибольшей популярностью?
   
О.: Сейчас палата участвует в антикризисных мероприятиях. Во время кризиса очень высока потребность в профессиональной мобильности, мы занимаемся переучиванием безработных, повышением квалификации, подготовкой начинающих предпринимателей. С помощью Евро Инфо Центра на бесплатной основе предприниматели могут найти новые возможности сбыта продукции, найти партнеров за рубежом. Активно проводим работу по развитию промышленной кооперации, субконтрактации, энергоэффективности, экологии - это острые вопросы. Наша палата одна из немногих занимается разработкой программ социально-экономического развития поселений Ярославской области - разработано 5 программ. Также разрабатываются инвестиционные программы в области ЖКХ, за этот год их создано 15, бизнес-планы для начинающего бизнеса. Я стараюсь развивать в палате те направления, которые можно увидеть реально и которые должны приносить положительный эффект членам палаты, экономике региона в целом.
   В.: Каковы, на Ваш взгляд, перспективы малого и среднего бизнеса в нашем регионе?
   
О.: То, как будет развиваться МСБ, будет зависеть в том числе от самого бизнеса. Производительность труда на наших предприятиях в 4-5 раз ниже, чем на предприятиях за рубежом. Нужно иметь современное оборудование, управление, квалифицированный персонал, платить достойную зарплату. Статистика говорит о том, что инновационные предприятия понесли меньший урон во время кризиса по сравнению стеми, кто выпускает традиционную продукцию. На другой чаше весов, конечно, налоги, тарифы монополий, административные барьеры. Отдельный вопрос - это отношение людей друг к другу. Важная в нашем обществе проблема - отношение людей в цепочке: предприниматель - работник - потребитель - чиновник, которое должно быть человеческим. Устойчивое социально-экономическое развитие без этого компонента крайне затруднительно. В отношении перспектив бизнеса: они, безусловно, разные, нет единого МСБ. Могу констатировать, из тех предпринимателей, с которыми я в последнее время встречаюсь, большинство приспосабливаются к этим условиям, но далеко не все. Появляются новые, современные предприятия с иностранными инвестициями, конкурентоспособной продукцией, с которых надо брать пример по многим направлениям работы. В последние годы выросло достаточное количество наших предприятий, которые из малых превратились в средние, известные в России, с инновационным компонентом. Хочется им пожелать удачи!
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Ярославские новости"