03.06.2008 Госконтроль в сфере безопасности продовольствия недостаточно эффективен Какие проблемы качества и безопасности продуктов обостряются с наступлением летнего периода? Кто и как контролирует нормы и правила хранения продовольствия? Как уберечься от покупки недоброкачественной продукции, и кому предъявлять претензии в случае покупки товара ненадлежащего качества? Какие изменения законодательства необходимы для повышения безопасности и качества продовольствия в России? На эти вопросы попытались дать ответ участники прошедшего 2 июня в РИА «Новости» круглого стола на тему «Качество продуктов. Что едят россияне?». Председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам Валентин Денисов призвал думать не только о количестве продовольственных ресурсов, но и о их качестве. По его словам, новый состав ГД РФ, сознавая, что в этом вопросе существует слишком много «белых пятен», намерен устранять законодательные пробелы. Сегодня вся пищевая отрасль работает в условиях, когда старые, еще советские, ГОСТы не действуют, а новые технические регламенты находятся на стадии разработки. Недавно Госдума приняла техрегламент по молоку и молочной продукции. Но в перспективе, по словам В. Денисова, аналогичные документы должны появиться на соки и плодовоовощную продукцию, табачные изделия и масложировую продукцию. Следующим этапом станет принятие технического регламента на кондитерскую продукцию. Он отметил, что разработка регламентов проходит сложно. «Очень важно, что отраслевые союзы принимают активное участие в этой работе. Но любое решение принимается при сталкивании интересов производителей и служб, отвечающих за качество продукции», - пояснил В. Денисов. Начальник Государственной инспекции по качеству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия г. Москвы Людмила Гордиенко считает, что годы работы пищевой отрасли без ГОСТов и техрегламентов показали несостоятельность утверждения, что «рынок может сам себя отрегулировать». В сфере производства, как и в сфере торговли продовольствием, эта формула не работает. В результате при производстве продукции в соответствии с техническими требованиями, установленными самим производителем, качественные ингредиенты заменяются недобросовестными производителями более дешевыми и некачественными. По ее словам, Москва - единственный регион, где создана специальная служба, осуществляющая контроль за безопасностью продукции на всех этапах производства: от закупки сырья до переработки и реализации. По мнению Л. Гордиенко, такой детальный подход в работе Государственной инспекции по качеству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия г. Москвы позволяет не только выявить недоброкачественную продукцию, но и установить причины ухудшения качества, а значит, своевременно принять меры по предотвращению появления некачественного продовольствия на рынке столицы. Результативность такой работы косвенно подтвердила начальник отдела надзора за питанием населения Управления Роспотребнадзора по г. Москве Ирина Пискарева. Она сообщила, что заболеваемость острыми кишечными заболеваниями среди москвичей снижается. Тем не менее наиболее распространенная форма подобных расстройств – кишечная инфекция с невыясненной этиологией – 83,5% всех зарегистрированных случаев за период с января по апрель 2008 года. За 2007 год было проведено исследование более 50 тыс. проб пищевых продуктов. Из них 10,2% не отвечали требованиям нормативной документации по микробиологическим показателям. В то же время поднялись неудовлетворительные показатели по гигиеническим нормативам в таких группах пищевых продуктов и пищевого сырья, как мясо и мясопродукты – на 7,4% по сравнению с АППГ, молоко и молочные продукты – на 11,5%, рыба и рыбные продукты – на 8,8%, мукомольно-крупяные изделия – на 3,6%. Улучшение качества отмечалось по таким позициям, как хлеб и хлебобулочные изделия, овощи и зелень. Еще одна проблема – реализация растительной продукции, не прошедшей контроль. Есть также претензии к товарам, реализуемым на ярмарках выходного дня в Москве. Как известно, для подобного вида торговли есть ограничения по ряду позиций для скоропортящейся продукции. Однако далеко не всегда предприниматели выполняют требования надлежащим образом. Поэтому при покупке скоропортящейся продукции он рекомендует внимательнее смотреть на условия реализации, состояние товара и упаковки. На упаковке обязательно должна содержаться информация о товаре: срок годности товара, дата производства, условия хранения, данные о производителе. У продавца обязательно должны быть документы, подтверждающие качество и безопасность продукции. По мнению А. Окончука, самым эффективным способом борьбы с недобросовестным продавцом может стать отказ от покупки товара. Также эффективно обращение в органы надзора и судебные инстанции, а непопулярность такого подхода среди россиян он связывает с отсутствием правовой культуры. С этим мнением согласился председатель межрегиональной общественной организации «Общественный контроль» Михаил Ашаков. Однако такая низкая активность потребителей, считает он, во многом объясняется техническими сложностями. Эксперт также скептически относится к вопросу о саморегулируемых организациях, которым предстоит не только устанавливать техрегламенты, но и решать конфликты на рынке. В частности, попытка предъявить претензии к продукции «Доширак» не увенчалась успехом. Этикетка товара вводит покупателя в заблуждение, так как изображает натуральные ингредиенты: мясо и овощи. На самом деле в упаковке только соевый экстракт и лапша. При этом ознакомиться с составом продукции невозможно без специальных приборов. Для судебного разбирательства потребовалась экспертиза в СРО, в роли которой выступила ТПП РФ: эксперты палаты признали упаковку законной. «Неудивительно, что ТПП будет защищать права предпринимателей. Но судиться в таких условиях невозможно», - заключил эксперт. По его словам, по-прежнему много нарушений в торговле. В магазинах, особенно сетевых, реализуется продукция, произведенная в странах СНГ и лишь расфасованная в России. Известны случаи, когда подменяются данные о сроке реализации и дате изготовления продукции. Наиболее распространено это в кондитерских отделах и отделах, торгующих деликатесной продукцией. М. Ашаков считает, что изменить ситуацию в лучшую сторону может только здоровая конкуренция в торговле. «Пока она носит характер экономически силовой: у кого больше влияния, средств и административных связей, тот и прав», - пояснил он. ИА "Альянс Медиа" |