09.06.2006  Волгоградская область: в Волжском принята программа развития МП на 2006-2010 гг.

   На днях городская Дума Волжского приняла программу "Развитие и поддержка малого предпринимательства на 2006-2010 гг." Ее цели, задачи, сроки и этапы реализации подробно расписаны на нескольких печатных страницах. Естественно, определены и источники финансирования: городской и областной бюджеты, банковские кредиты, собственные средства субъектов предпринимательства и другие внебюджетные ресурсы. Программу комментирует один из ее авторов, вице-президент Волжской торгово-промышленной палаты Александр Форер.
   В.: Александр Генрихович, что такое программа поддержки предпринимательства? Нужна ли она? О.: Вы знаете, вопрос - как и зачем давать деньги предпринимателям - можно услышать не только от журналистов, но и от чиновников и депутатов. Я категорически против такой трактовки. Программа по предпринимательству- это программа для развития города. В ВТПП однозначно убеждены, чтобы город жил, должно быть малое предпринимательство. В стране малый бизнес производит 8-12% от валовой продукции, а должен - 50-80%. И занятость в этой сфере по сравнению с другими странами низкая. Нищета может быть преодолена только тогда, когда каждый работающий должен и может обеспечить себя, свою семью, своё будущее. Малый бизнес - это выход для многих, чтобы улучшить свою жизнь, а значит, и ситуацию в городе. Нужны условия, чтобы предпринимателей малого бизнеса было много и чтобы на таких предприятиях больше выпускали продукции, доступной для горожан. Всё это требует затрат, которые должен нести, в том числе, и городской бюджет. Нас не спасёт, если мы просто отдадим деньги предпринимателю N. Надо сделать так, чтобы рядом с N возник второй, третий, четвёртый и т. д. бизнесмен, и все они развивали свой бизнес, могли создавать качественные продукцию и услуги для населения. Я за то, чтобы программа была, но её надо поднимать на новую ступеньку.
   В.: Какие благоприятные условия для развития предпринимательства вы имеете в виду и кто их должен создавать? О.: Нынешнее состояние семейного бюджета далеко не всем волжанам позволяет заниматься предпринимательской деятельностью. Необходим первоначальный капитал на обустройство своего дела. Где его взять, где найти помещение, как распространить свой товар - эта информация для начинающее предпринимателя сегодня не доступна. Нужно снизить барьеры для прихода в малый бизнес молодёжи. Создание инфраструктуры для занятия предпринимательством - это задача государства и муниципальной власти.
   В.: На программу развития малого предпринимательства выделено чуть больше 165 тыс. рублей. Достаточно ли этих средств? О.: Конечно, это такой мизер, о котором и говорить нечего, хотя объёмы финансирования программы подлежат уточнению при формировании бюджета на каждый год. И здесь есть несомненный прогресс по сравнению с первой аналогичной программой, принятой ещё в 1999 г. Тогда она утверждалась ещё волжским городским Советом народных депутатов, и на её выполнение никто не дал ни копейки. Это был сложный год для города - страшнейшие бюджетные дефициты, мы прекрасно понимали, что нас никто не услышит. К сожалению, нынешняя программа остаётся на периферии внимания местного самоуправления. Хотят показать, вот она у нас есть, но финансируется по остаточному принципу, как раньше культура, образование, а теперь и предпринимательство, несмотря на все заверения в приверженности политики поддержки малого бизнеса.
   В.: Александр Генрихович, о чём в программе идёт речь впервые и какие её разделы особенно интересны? О.: Сразу скажу, что мы не создавали бумагу, в которой есть ответы на все вопросы. Впервые в программе говорится о создании бизнес-инкубатора. Но он рассматривается, так сказать, авансом. Если мы сумеем попасть в федеральную программу, то он будет софинансироваться. Это заявка на то, что город готов участвовать в проекте, но это ещё не сам бизнес-инкубатор. Запланировано возмещение за счёт средств областного бюджета части затрат на погашение сельхозпроизводителями процентов по банковским кредитам.
   В целом, все разделы программы актуальны, они шлифовались на разных уровнях. Вместе с тем, на нормативно-правовое обеспечение в программе не заложено ни одного рубля. Если мы хотим, чтобы у нас был цивилизованный бизнес, то под ним должна быть нормативно-правовая база, в том числе, и городского уровня. Многие вопросы создания инфраструктуры, благоприятной для малого бизнеса, находятся в компетенции городской администрации, городской Думы. Все решения по предпринимательству должны быть проработаны с юридической точки зрения.
   Ведь любое решение, так или иначе, отражается на экономике предприятия и, соответственно, экономике города. У нас нет нормальной статистической базы для того, чтобы оценивать те или иные решения.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Волжское обозрение"