10.03.2004  А.Киселев: малый и средний бизнес должен стать инициатором инноваций

   В среду в рамках V Всероссийской конференции «Ускоренное развитие малого предпринимательства как фактор устойчивого экономического роста» прошла работа тематической секции «Малый бизнес: внедрение новых технологий в развитие промышленности».
   Ведущий секции, Артем Николаевич Киселев, генеральный директор Межрегионального Центра промышленной субконтрактации и партнерства, отметил, что в настоящий момент Россия в отношении инновационных технологий стоит перед выбором: либо продолжать придерживаться стратегии догоняющих модернизаций, либо переходить к стратегии прорыва.
   А. Киселев сказал, что если говорить об инновациях, то следует рассматривать не только инновации технологического характера, но и управленческие, инициатором которых, как наиболее активный участник рынка, должен стать малый и средний бизнес.
   Однако, отметил А. Киселев, у предпринимателей России в настоящее время есть более насущные проблемы: выйти из тени, платить налоги, соблюдать Трудовой кодекс. И только после решения этих проблем, по мнению А. Киселева, может стоять вопрос об инновационных технологиях бизнеса.
   Доклады всех выступающих носили научно-практический характер, в процессе работы секции состоялся обмен мнениями по самым различным проблемам: какие механизмы в наибольшей степени способствуют развитию новых технологий в промышленном производстве; каким образом следует развивать инновационный малый и средний бизнес; что мешает этому развитию.
   Участники секции констатировали следующее:
   1. Развитие малого предпринимательства в научно-производственной сфере является необходимым условием перехода экономики РФ на инновационный путь развития, что подтверждается апробированным международным опытом, а также примерами из российском практики. В то же время необходимо отметить, что в настоящее время государственная поддержка данного процесса не удовлетворяет требованиям момента.
   2. К наиболее серьезным факторам, негативно влияющим на развитие экономики РФ, участники тематической секции относят:
   - Отсутствие системной государственной политики, способствующей развитию инновационной сферы;
   - отсутствие эффективной нормативно-правовой базы, способствующей развитию инновационной активности малых предприятий, включая механизм передачи прав на интеллектуальную собственность;
   - неудовлетворительное состояние системы подготовки кадров в научно-производственной (инновационной) сфере;
   -недостаточное развитие действующей инфраструктуры;
   отсутствие эффективных механизмов финансирования инноваций;
   -отсутствие эффективных механизмов внедрения инноваций;
   - недостаточную активность крупных корпораций в вопросе взаимодействия с малым научно-производственным бизнесом.
   3. Развитие малого предпринимательства в научно-производственной сфере требует срочных и эффективных действий со стороны Правительства РФ, направленных на создание эффективной нормативно-правовой базы, способствующей развитию инновационной активности малых предприятий, механизмов венчурного финансирования, развитие инфраструктуры и создание системы стимулов и ограничений, способствующих развитию партнерских отношений между малыми и крупными предприятиями.
   Исходя из всего выше перечисленного, участники секции рекомендовали следующее:
   1. Учесть в разрабатываемых «Основах государственной политики РФ в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 года» вопросы участия субъектов малого предпринимательства в инновационной деятельности. Обеспечить ознакомление предпринимательской общественности с разрабатываемым документом;
   2. Создать необходимую для перехода на инновационный путь развития нормативно-правовую и методическую базу. В том числе:
   Разработать и принять закон РФ об инновациях, определяющий статус малого инновационного предприятия, эффективные механизмы передачи интеллектуальной собственности, формы финансирования малых инновационных предприятий, такие как субсидирование части процентной ставки, выдача гарантий по кредитам, привлечение качественных долгосрочных инвестиций из негосударственного сектора через государственные венчурные фонды; представить предложения для рассмотрения в Правительстве РФ и принятия в Государственной Думе.
   3. Разработать и реализовать федеральную и региональные программы развития инфраструктуры инновационного бизнеса; предусмотреть в указанных программах взаимодействие создаваемой инфраструктуры инновационного бизнеса с финансовыми институтами, системой торгово-промышленных палат, центров субкотрактации и другими организациями.
   4. Региональным органам власти, организациям инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, финансовым инвестиционным организациям, представителям наукоемкого бизнеса разработать меры по формированию благоприятных условий для создания локальных взаимосвязанных групп предприятий научного, промышленного и финансового профиля.
   ИА "Альянс Медиа"