04.01.2011  Обучение молодёжи Великобритании предпринимательству

   Наиболее эффективные методы обучения молодёжи предпринимательскому искусству основываются на динамичном сочетании теоретических знаний с практической деятельностью и накоплением личного опыта. Это позволяет обучающимся приобрести определённую квалификацию и выработать необходимые черты характера, способствующие успеху в будущей предпринимательской деятельности. Ключевым фактором всех программ обучения и развития предпринимательской инициативы является вовлечение учащихся в процессы зарождения и развития их собственной бизнес-идеи, которая может быть реализована (хотя бы частично) в виде вновь созданного и управляемого ими собственного предприятия. Обучение предпринимательству сочетает классные занятия и инструктажи, сопровождаемые наставничеством, руководством и консультированием, проводимым на реально действующих малых предприятиях.
   Программы предпринимательского обучения в начальных и средних школах смогут оказать положительный эффект только в долгосрочном периоде. Тогда как подобные программы в профессиональных училищах и колледжах могут дать ощутимый эффект в среднесрочной перспективе. В то же время предпринимательские учебные программы, осуществляемые в ВУЗах, могут в кратчайшие сроки привести к ускоренному созданию новых малых предприятий, т.к. студенты получают возможность трезво оценить свои шансы в деловой карьере, в предпринимательстве или в сфере самозанятости. Программы, нацеленные на быстрое создание малых предприятий молодёжью, могут осуществляться в профессиональных училищах, колледжах и ВУЗах, однако наибольший эффект от этих программ достигается вне учебных заведений, когда молодые люди переступают 20-летний возраст. Поэтому в целях дальнейшего совершенствования системы обучения предпринимательству в ВУЗах правительство учредило в 2003 г. государственный «Совет по обучению предпринимателей». Деятельность cовета направлена на развитие в университетах преподавания техники ведения бизнеса и особенностей предпринимательства с целью привлечения внимания множества студентов и выпускников ВУЗов к возможности создания собственного малого предприятия в будущем.
   Основными задачами cовета являются:
   • определение недостатков в существующей системе консультационной, информационной, технической и финансовой поддержке студентов и молодых специалистов;
   • стимулирование ВУЗов и других учебных заведений к включению в учебные программы и практические курсы специальных занятий по открытию и управлению собственных новых малых предприятий;
   • проведение исследований имеющихся финансовых препятствий и других барьеров, мешающих молодым специалистам приступить к созданию собственных новых малых предприятий.
   Наряду с этим в большинстве ВУЗов образованы «Советы для дипломированных предпринимателей» (Council for Graduate Entrepreneurship), консультирующие студентов последнего года обучения, намеренных заняться предпринимательской деятельностью. Эти советы восполняют недостаток информации о перспективах предпринимательской деятельности, помогают студентам и молодым специалистам наметить будущую деловую специализацию. С помощью таких советов во многих ВУЗах вводятся специализированные курсы и учебные программы для тех, кто решил начать предпринимательскую деятельность. Большинство университетских программ применяют широкий спектр методик преподавания, таких как изучение конкретных случаев в бизнесе, практическое обучение, лекции экспертов, оценка деловых качеств учащихся, наставничество и деловые игры. Такие программы охватывают широкий круг предметов: это и создание новых предприятий, совершенствование организационных структур, новые риски, законодательство, менеджмент и др.
   В отличие от традиционных учебных курсов обучение предпринимательству состоит из множества различных дисциплин и практикумов, профилирующих и вспомогательных, требующих официальных экзаменов, с получением соответствующего аттестата или сертификата. Многие курсы обучения ориентированы в основном на создание предприятий и организацию их работы и потому включают целый комплекс необходимых предметов (бизнес-планирование, управление, финансирование, управление персоналом, правовое обеспечение предпринимательства и др.).
   В последние годы заметно усилилась связь университетов с правительственными организациями и с промышленными предприятиями в части продвижения новых технологий и реализации различных инноваций. При многих университетах созданы Центры предпринимательства, специализирующиеся на применении практических навыков в проведении исследований, осуществлении новых разработок, техническом и юридическом консультировании, а также в распространении деловой информации. Такие центры сотрудничают с различными предпринимательскими ассоциациями для оказания действенной поддержки начинающим предпринимателям в создании новых предприятий от стартового периода и до их устойчивой деятельности.
   Всё больше университетов Великобритании инициируют различные конкурсы и соревнования среди школьников старших классов, студентов, дипломников и выпускников с проведением бизнес-игр с целью выявления наиболее одаренных и предприимчивых участников. Кроме того, учащимся предоставляется возможность выступать в профессиональных соревнованиях, происходящих в конце года, где разыгрываются призы за лучшие достижения в национальных и международных деловых играх, проводимых в Интернете. Такие конкурсы обычно спонсируются крупным бизнесом, связанным с центрами развития предпринимательства, местными агентствами поддержки малого предпринимательства и торгово-промышленными палатами. Участниками конкурсов должны быть студенты или недавние выпускники, либо инициаторы создания нового бизнеса с обязательным участием хотя бы одного студента. Кроме того, организаторы конкурса приглашают лучших конкурсантов из различных университетов для проведения учебных и практических курсов для действующих предпринимателей либо гарантируют им вакансии в различных компаниях.
   В заключение необходимо отметить, что важнейшим условием успешной подготовки молодежи для входа на рынок труда является своевременная переподготовка преподавателей, лекторов, инструкторов и наставников в соответствии с новейшими требованиями рынка. Для этого созданы специальные курсы усовершенствования преподавательского состава, которые дают знания, методики и навыки, способствующие ускоренному обретению учащимися и студентами необходимых предпринимательских качеств и сноровки. В обязательном порядке требуется, чтобы преподаватели прошли курсы предпринимательской переподготовки и получили соответствующий сертификат. Например, в Шотландии при Стратчлайдском Университете (Strathclyde University) был создан Национальный Центр «Профессионального обучения для работы и предпринимательства», ориентированный на переподготовку преподавателей. В этом центре разработан комплекс руководящих материалов для преподавателей средних школ, колледжей и ВУЗов, направленный на усиление связи между теоретическими предметами по предпринимательству и практическими трудовыми навыками. Одновременно центр предпринимает меры по привлечению опытных работодателей и предпринимателей к преподавательской деятельности. Наряду с этим центр проводит исследования и продвигает новые идеи в практику обучения преподавателей и учащихся. В качестве дополнительной методической поддержки преподавателям подготовлены специальные учебные программы для распространения в электронных сетях, СМИ. В частности, Министерством промышленности и торговли Великобритании создан в Интернете постоянно действующий информационный сайт «Путеводитель предпринимателя» (Enterprise Guide) для преподавателей.
   В Центре предпринимательства при Лайсестерском Университете (Licester University) в рамках программ обмена опытом преподаватели повышают квалификацию на специальных семинарах и практических занятиях. Полученные на таких семинарах знания позволяют преподавателям более эффективно консультировать учащихся в вопросах выбора профессии или определения будущей карьеры. В целях повышения уровня преподавания профессиональных дисциплин предусматривается обязательное участие представителей союзов работодателей в разработке учебных программ и практикумов. Таким образом работодатели могут активно влиять на процесс обучения и практической подготовки молодежи на всех уровнях образовательного процесса (школы, профессионально-технические училища, колледжи, ВУЗы), что поможет оказаться востребованными на современном рынке труда.
   Материал подготовлен информационно-аналитическим управлением Московского центра развития предпринимательства.
   ИА "Альянс Медиа"